Ганеева Л.Л. Реализация персоналистического подхода в процессе изучения истории в профессионально-педагогическом образовании (на примере специальности «Физическая культура»)

Реализация персоналистического подхода в процессе изучения истории в профессионально-педагогическом образовании (на примере специальности «Физическая культура»)

Implementation of a personalistic approach in the process of studying history in professional and pedagogical education (on the example of the specialty «Physical culture»)

Ганеева Людмила Леонидовна

преподаватель общественных дисциплин, ОГОБУ СПО ИО ИРКПО

 

Lyudmila Ganeeva L.

teacher of social Sciences, AGOBU SPO IO IRCO

 

Аннотация. Статья посвящена  реализации персоналистического подхода в процессе преподавания истории на примере специальности « Физическая культура».

Annotation. The article is devoted to the implementation of a personalistic approach in the process of teaching history on the example of the specialty «physical culture».

Ключевые понятия: персоналистический подход, субъект, индивид, гуманизм

Key concepts: personalistic approach, subject, individual, humanism

 

 

«Личность — единственная реальность,

которую мы познаем и одновременно создаём изнутри»

Э. Мунье

Историческое образование в современной средней профессиональной школе строится на основе личностно-ориентированного обучения и рассматривается как процесс познания личностью своего прошлого. В качестве учебной дисциплины история служит одним из путей вхождения личности в мировую и национальную культуру, инструментом освоения учащимися накопленного социального опыта многих поколений людей, что является залогом их успешной социализации. В нашем колледже обучаются студенты различных отделений. Самыми сложными из них являются обучающиеся отделения «Физическая культура», так как в большей части они проявляют признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания, что, в свою очередь, сказывается на эффективности обученности и, особенно, социализации. Хочется присоединиться к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что «история – это воспитание умственной социальности» [2]. Исходя из этого, цель обучения видится в развитии исторического сознания студентов отделения физической культуры.

Перед преподавателем истории и обществознания стоит важная образовательная задача – воспитание у обучающихся уважения к человеческой личности, а, именно этот аспект очень сложно развивать у студентов данной группы; формирование у них понимания ценности каждого человека, его уникальности и неповторимости. Чаще всего, ребята ценят и уважают только свою референтную группу, им не всегда доступно понимание предназначения личностных задач каждого из макро- и микроокружения.

На занятиях истории, ретроспективно всматриваясь в прошлое, мы можем обращаться не только к личностям известных исторических деятелей, но и к любому участнику событий прошлого, ибо своей неповторимостью каждый человек внес свой вклад в историю. Наше внимание к отдельному человеку свидетельствует о признании и уважении его достоинства. Такой подход поможет ребятам научиться глубже понимать людей и ценить их. В самом деле, заинтересованно изучая документы и свидетельства, касающиеся той и или иной личности прошлого, осмысливая ее дела, стремясь проникнуть в движущие мотивы ее поступков и внутренний мир, мы тем самым рассматриваем личность не в качестве безличной машины истории, а как деятельного творца истории. В этот момент юные исследователи смогут определить и свое место в сложном мире взрослых. Для ребят важен процесс осмысления личности, где личность — выступает как самоценность.

Таким образом, с одной стороны, понятие «личность» в мышлении студентов синтезирует универсальные, социокультурные, исторические характеристики, а с другой – учит выражать персонифицированный определенный способ бытия человека.

Философская концепция смысла истории как отношения истории к судьбе личности называется персоналистской концепцией. Ее в различных вариантах разрабатывали такие философы 20 века как Николай Бердяев, Карл Ясперс, Жак Маритен, близкие идеи высказывали Хосе Ортега-и-Гассет, Николо Аббаньяно и др. [1]

С точки зрения персоналистской концепции нам следует принять во внимание, что общественная история есть история людей. Студентам отделения физической культуры наиболее близко общение, а не созерцание, поэтому именно такой подход принесет наибольшую эффективность изучения сложных тем в курсе истории.

При определенных условиях, конечно, можно рассматривать историю отстраненно, как безличный процесс, но мы понимаем, что в истории действовали конкретные живые люди. Это понимание ближе ребятам. Периодически мы останавливаемся и на эпизодах судьбы предков ребят, тех, кто жил в изучаемые временные отрезки. Они быстрее осознают смысл каждого исторического периода той или иной эпохи, если поймут, как трудились, боролись, любили, страдали, мечтали люди, жившие до них. Ведь каждый человек на земле оставил свой маленький или большой след. Мы не можем знать и помнить абсолютно всех, кто своей жизнью делал историю. Наш живой интерес к истории обычно связан с тем, что мы пытаемся определить, правильно ли поступил тот или иной деятель, как и о чем, думали Ленин, Сталин или Ельцин, Мы не забываем имена людей, которые вызывают восхищение и поклонение. Ребята должны знать об этом. Вместе вспоминаем мы и о тех, кто оставил мрачный след. Размышляя об истории, студенты медленно, но верно, в той или иной мере задумываются и о своем месте в ней. Преподавателю важно донести, что каждый человек интересен как неповторимая личность, обладающая особым внутренним миром в разнообразных исторических обстоятельствах.

История предстает в персоналистской концепции как общение поколений, общение, которое имеет глубоко личный смысл. Для каждого человека история глубоко индивидуальна, каждый наделяет ее своим смыслом, ищет и находит его, именно так и следует обучать гиперактивных студентов [2].

Если же рассматривать прошлое как внешний объект и этим ограничиваться, то придется лишить прошлых людей их индивидуального достоинства, обессмыслить их индивидуальную жизнь. Это будет соответствовать мышлению людей с СДВГ, т.е. легкомысленному отказу и от чужого и собственного достоинства. Рассматривая прошлое в качестве объекта, студенты лишаются морального права рассчитывать на то, чтобы потомки рассматривали их иначе, – не в качестве безликих личностей, а как живых людей, чья жизнь имеет самостоятельную ценность. В народе о таком отношении к предкам говорили: «Иван, не помнящий родства».

Таким образом, история, — рассматриваемая в персоналистской концепции как общение поколений, предполагает отношение к каждому участнику исторического процесса как к уникальной и самоценной личности, что особенно ценно для будущих педагогов, обучающихся на отделении «Физическая культура».

«Всеобщим универсальным смыслом истории, усматриваемом в самом историческом процессе, оказывается достоинство личности» – этот постулат просматривается во многих концепциях в понимании исторического процесса у различных отечественных и зарубежных авторов. При этом в современном мире, где по официальной статистике более 60% людей гиперактивных (недаром, при формировании нового перечня заболеваний в ВОЗ МКБ-10, врачи горячо спорят о том, что т.к. людей с СДВГ большинство в мире, значит, этот синдром необходимо удалить из него), достоинство личности нередко подвергается отрицательному давлению под воздействием многих факторов, наши политики обесценивают ценность жизни и деятельности простых людей, в погоне за наживой забывают о детях и стариках. Мощными темпами в российском обществе утрачивается понимание ценности личности. Этому способствует массовый характер современного общества, а также ускорение ритма жизни и усложнение условий человеческого бытия в целом. Вместе с тем, студенты должны осознать особую важность уважительного отношения к личности, независимо от национальной, расовой принадлежности. Именно к ним придут на секции все «быстрые» ученики из школ. Каждый будущий педагог должен осознать, понять и принять, что не случайно принципы прав и свобод личности закреплены в международных документах: «Декларации прав человека», «Конвенция о правах ребенка» – ООН. Люди с СДВГ (коими являются большинство студентов физических факультетов и отделений) часто помнят о своих правах, забывая о правах и свободах других людей, они часто бывают, не толерантны. Поэтому самым важным для преподавателя истории это формирование у студентов позитивного и уважительного отношения к истории и людям. Именно этот критерий является одним из самых важных — отношения студента к своему и чужому достоинству[4].

Смысл истории – универсальный, общечеловеческий. Но уникальность его такова, что она неизбежно должна быть связана с личностью изучающего ее. Тот изучающий, по словам авторов, «кто умеет отнестись к людям прошлого как к отдельным, уникальным и самоценным индивидам, значит, признает и утверждает их достоинство [3].

В процессе изучения истории обучающиеся приобщаются к миру взрослых, становятся его частью, вливаются в сложное и многогранное общество с большим количеством законов и влияний. Поэтому каждый студент сможет осознать важность своей жизни в потоке человеческого развития.

Исходным для теоретической формулировки достоинства личности является категорический императив Иммануила Канта: « Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [2]. Мы совершенно согласны с великим философом, т.к. такой образец поведения, характерен для всех людей, пока они сохраняют свое нравственное начало, обладают универсальной значимостью, не зависят ни от каких конкретных обстоятельств, применимо ко всем людям.  Люди с СДВГ часто манипулируют своим окружением, только такой подход с персоналистской концепцией дает надежду на позитивное формирование их личности, личности свободной и дающей свободу другим.

Очевидно, каждому из нас неприятно, если нас рассматривают или используют лишь как средство для посторонних целей. А люди гиперактивные этого совершенно не переносят. В этом они усматривают ущемление своего достоинства. Отнесение заботы о личном достоинстве в будущее характерно для философии истории, основанной на идее прогресса. Идея прогресса формирует жизненную установку, которая выражается формулой «Жить ради будущего, перед лицом будущего» а противоположная ей установка: «Жить ради текущего момента, руководствоваться исключительно сиюминутными краткосрочными целями и интересами» установка предполагает жертвенность[2].

Фразы: «Ради чего жить?», «Мы все равно умрем», «А, какой смысл напрягаться?» часто присутствуют в речи современных подростков и юношества. В их среде растет цель потреблять, а не создавать. Поэтому есть необходимость формировать у студентов на занятиях по истории правильное отношение к текущим и будущим обстоятельствам своей жизни, умение делать выбор наиболее важных будущих целей и текущих задач.

Таким образом, выбор той или иной установки означает выбор тех или иных мотивов и ценностей, определение того, что принимается за норму, а что рассматривается как отклонение от нее. От того, какие ценности студенты выбирают, зависит их отношение к самим себе и другим людям, отношение к жизни. Значит, это смыслообразующий компонент жизненно важных компетенций. ФГОС нового поколения требует бережного подхода к личности студентов, вдумчивый и скрупулезный подход к выбору образовательных средств. Поэтому преподаватель должен учитывать, что именно этот выбор задает критерии оценки самого себя, становится фактором внутреннего мира студента. Молодой человек должен осознать, что «жить перед лицом вечности» — означает хранить и оберегать свое личное достоинство, дорожить самостоятельностью своего суждения, не возводить в ранг принципа конформизма и приспособления к текучим и непрерывно меняющимся обстоятельствам.

 

Использованная литература:

  1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека: опыт персоналистической философии. М.: 1987 г.
  2. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности к итогам ХХ века. С. 130–136.
  3. В.Ф. Шаповалов. Философия науки и техники. С. 301-305.
  4. Живокоренцева Т.В. Научно-методический проект «Стратегия проектного обучения в условиях среднего профессионально-педагогического образования»/ Живокоренцева Т.В. // Вестник Иркутского педуниверситета. Межвузовская научно-практическая конференция: материалы //(науч. ред. О.Л. Подлиняев), Иркутск: издательство Иркутский государственный университет, 2007 – Выпуск 8 – С. 156-163.