Гимишян В.Д. Актуальные вопросы участия органов местного самоуправления в конституционном судопроизводстве

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Актуальные вопросы участия органов местного самоуправления в конституционном судопроизводстве

Topical issues of participation of local self-government in the constitutional proceedings

 

Гимишян Валерия Дмитриевна

Gimishyan Valeriya Dmitrievna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

valeriya.rudykh888@yandex.ru

 

Аннотация. В статье анализируются проблемные вопросы конституционного правосудия в Российской Федерации. Автором предлагается ряд мер по совершенствованию деятельности конституционной юстиции, в том числе наделения органов и должностных лиц местного самоуправления правом обращения с запросами и жалобами в Конституционный Суд РФ.

Annotation. The article analyzes the problematic issues of constitutional justice in the Russian Federation. The author proposes a number of measures to improve the activities of the constitutional justice, including the vesting of bodies and officials of local self-government the right to make requests and complaints to the constitutional Court of the Russian Federation.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Keywords: constitutional court of the Russian Federation, bodies of local self-government.

 

Конституционное правосудие как форма судопроизводства и вид конституционного контроля, является важнейшей гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

При этом ключевая роль в проверке конституционности международных договоров, законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации.

В настоящее время, на Конституционный Суд РФ возложено достаточно много полномочий как связанных с конституционным контролем (проверка конституционности нормативных правовых актов, разрешение споров о компетенции между государственными органами, решение о соответствии Конституции РФ вопроса, выносимого на общенациональный референдум и др.), так и не относящихся к нему (толкование Конституции РФ, участие в законотворческой деятельности, международное сотрудничество и т.д.). [1]

Следует отметить, что роль и значение Конституционного Суда РФ в системе российской государственной власти с каждым годом только возрастает, а это требует от судей тщательной, объективной и беспристрастной работы на всех стадиях конституционного судопроизводства.

Как отмечает Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин: «Конституционный Суд – высшая инстанция страны в спорах о праве. Но он не может подменять другие ветви и органы власти. …в основе решений Конституционного Суда всегда лежит поиск необходимого и возможного баланса конституционных ценностей, адекватного конкретным историческим условиям жизни страны. Нам предстоит трудная эпоха множащихся и растущих вызовов. Но я убежден, что наш Конституционный Суд достиг той степени зрелости и рабочего опыта, которые позволят ему адекватно отвечать на эти вызовы». [7]

Вместе с тем, рассуждая о значении Конституционного Суда РФ в системе власти и общества, безусловно, хочется остановиться на проблемных вопросах конституционного правосудия в России.

Одной из проблем осуществления конституционного судопроизводства в России является отсутствие возможности органов и должностных лиц местного самоуправления напрямую обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации.

К сожалению, ни Конституция РФ в статье 125, ни Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ни регламент Конституционного Суда РФ не наделяет правом органы и должностные лица местного самоуправления обращаться с запросом или жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации (Далее – КС РФ).

Вместе с тем, когда мы ведем речь о тенденциях и перспективах развития КС РФ, то сразу представляется движение вперед, в будущее. Начинают формироваться мысли о чем-то недостижимом, долгосрочном, высоком и всеми ожидаемом явлении. Поэтому, по мнению автора, Конституционный Суд РФ, пройдя нелегкий путь своего становления, продолжает развитие и дальнейшее совершенствование юридической деятельности.

Анализируя исторический опыт работы Конституционного Суда РФ, неизбежно приходим к мысли о том, что зависимость органов конституционной юстиции от исполнительных и законодательных органов государственной власти, несомненно, приведет к отсутствию реальных, действенных и продуктивных механизмов реализации конституционных прав российских граждан, верховенства Конституции Российской Федерации, а также защиты конституционного строя. Так, в частности, 7 октября 1993 года мы уже сталкивались с такой ситуацией, когда органы конституционного контроля вовлекались в «политическую игру», а при желании отказаться от участия в ней, их деятельность просто напросто приостанавливалась. [3]

Объективно было бы извлечь из этого определенные уроки, ведь, когда независимость Конституционного суда была обеспечена только Конституцией РФ, по сути, он оказался беззащитным. Следовательно, разумным было бы на законодательном уровне закрепить перечень гарантий независимости Конституционного Суда. Однако, сделать это надо не в виде какого-либо декларативного акта, а законодательно закрепить эффективный механизм защиты Конституционного Суда от всякого рода посягательств и вмешательства в его деятельность со стороны иных органов государственной власти.

Возвращаясь к вопросу об участии органов и должностных лиц местного самоуправления в конституционном судопроизводстве полагаю вполне логичным позицию ряда авторов [2, 5, 9] о дополнении ст. 125 Конституции РФ правом обращения вышеуказанных органов и должностных лиц в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов и подзаконных актов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, толкования Конституции РФ по вопросам местного самоуправления, договоров между Российской Федерацией и субъектами РФ и другим вопросам, если  они затрагивают права и законные интересы муниципальных образований, а также права и законные интересы местных жителей.

Также, считаем целесообразным пересмотреть порядок формирования Конституционного Суда РФ, а именно – исключить участие Президента Российской Федерации из процедуры назначения судей, а указанное полномочие передать исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ.

Кроме того, автор согласна с А.В. Юрковским, К.Н. Евдокимовым, Н.Н. Таскаевым и другими учеными [4, 9, 10], что для совершенствования деятельности Конституционного Суда РФ необходимо введение конституционно-процессуального кодекса РФ, где следует детально и подробно прописать все стадии и процедуры конституционного судопроизводства, права и обязанности сторон, участников конституционного процесса, в т.ч. Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, а также органов и должностных лиц местного самоуправления, не наделенных правом обращения в Конституционный Суд РФ.

Также я поддерживаю позицию К.Н. Евдокимова и других авторов [2, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12], что эффективная деятельность Конституционного Суда РФ способствует предупреждению преступности и укреплению законности в Российской Федерации, выступает необходимым условием для защиты современных прав человека (информационных, экологических, социально-технических и др.) от новых видов преступных и противоправных посягательств (компьютерная преступность, коррупция, организованная преступность, международная (транснациональная) преступность и т.д.).

Завершить свою статью хотелось словами действующего председателя Правительства РФ Д.А. Медведева: «Деятельность Конституционного Суда как официального толкователя, как защитника Конституции заслужила уважение и признание в российском обществе – это очевидный и состоявшийся факт. Невозможно переоценить роль Суда в укреплении демократического государства и формировании единого правового пространства, что для нашего сложного федеративного государства также исключительно важно. Его решения определяют уровень отечественной конституционной юстиции, влияют на общее развитие права в нашей стране, способствуют совершенствованию судебной системы нашего государства» [8].

Список источников:

  1. О Конституционном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ // Собрание Законодательства РФ. – 1994.- № 13. – Ст. 1447.
  2. Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Ефимова Ю. С., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Любушкина В. П., Онохова В. В., Романов Д. И. Муниципальное право России. Иркутск, 2014. – 327 с.
  3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. – 592 с.
  4. Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. К вопросу о совершенствовании Конституции РФ в контексте развития современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства Иркутск, 2014. С. 85-90.
  5. Евдокимов К.Н. Роль конституции РФ в развитии современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // Проблемы совершенствования прокурорского надзора сборник статей. Иркутск, 2013. С. 9-13.
  6. Евдокимов К. Н. О конституционно-правовых гарантиях информационных прав и свобод человека и гражданина // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 3. С. 106-109.
  7. Зорькин В.Д. Конституционный Суд в контексте новой России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=51 (Дата обращения 19.12.2016).
  8. Медведев: Конституционный суд – это прививка от тоталитарных привычек [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=613067 (Дата обращения 19.03.2017).
  9. Юрковский А. В., Деревскова В. М., Евдокимов К. Н., Кузьмин И. А., Куликов М. Ю., Онохова В. В., Праскова С. В., Суркова И. С., Тирских М. Г., Шаламова А. Н. Конституционное право: учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Иркутск, 2015. – 611 с.
  10. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности : учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. – Иркутск, 2014. – 239 с.
  11. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Амосова Т.В. Сравнительное правоведение : учебное пособие / под ред. А.В. Юрковского. – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2016. – 175 с.
  12. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции. учебное пособие. – Иркутск, 2012. – 199 с.