Горбенко Г. В., Логич А. Б. Наставничество на производстве (на примере ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования»)
Наставничество на производстве (на примере ГБПОУ ИО «Иркутский
региональный колледж педагогического образования»)
Coaching students in their internship
(on the example of Irkutsk Region Teachers’ Training College)
Горбенко Галина Витальевна
Gorbenko Galina Vital’evna
преподаватель ГБПОУ ИО ИРКПО, г. Иркутск
Логич Анна Борисовна
Logich Anna Borisovna
преподаватель ГБПОУ ИО ИРКПО, г. Иркутск
Аннотация. В данной статье раскрывается процесс наставничества на производстве на примере ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж педагогического образования». Рассматриваются требования, предъявляемые к наставнику, основные этапы наставничества.
Annotation. This article concerns the process of coaching students during their internship on the example of Irkutsk Region Teachers’ Training College. The requirements for the coach, the main stages of coaching are considered .
Ключевые слова: наставник, педагог, практика, детский оздоровительный лагерь, социальные партнеры.
Key words: coach, teacher, internship, children’s health camp, social partners.
В условиях динамичных изменений мира труда, роль наставничества все более возрастает, делая его современной формой эффективного обучения и всесторонней поддержки. Современный педагог должен обладать высокой самообразовательной культурой и не просто стремиться к профессиональному и личностному росту, а владеть разнообразными методами, приемами, технологиями, позволяющими реализовывать данную задачу максимально эффективно. [1]
При организации наставничества в процессе практики, осуществляется непрерывное обучение, которое служит критерием успеха, основанного на поддержке и взаимодействии. Организация данного вида наставничества вызвана необходимостью региона в квалифицированных кадрах при проведении летней оздоровительной компании. Данный вид наставничества реализуется в колледже на протяжении трех лет, и является востребованным и успешным для социальных партнеров колледжа, таких как ОА «Ангарская нефтехимическая компания» РОСНЕФТЬ, ПАО «Корпорация «Иркут».
Раскрывая основные содержательные ориентиры данной практики наставничества, мы, прежде всего, определили предмет наставничества – это, прежде всего эффективная адаптация к профессии, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности наставляемого. При реализации практики наставничества «STARTING PATH», происходит присвоение или по-другому приращение профессиональных ценностей, целенаправленное вхождение в профессиональный коллектив. А также развитие личных качеств в соответствии с корпоративной стратегией социального партнера.
Исходя из основных стратегических ориентиров практики наставничества, нами были определены основные задачи:
- Сопровождение процесса подготовки к производственной практике в ДОЛ (детский оздоровительный лагерь).
- Оказание поддержки в развитии общих и профессиональных компетенций в траектории “от опыта знания-к опыту взаимодействия”.
- Развитие инициативы на основе ценностей “мы-команда”.
Особенно важным нам кажется, что при организации данной практики особо следует отметить и то обстоятельство, что, прежде всего, нужно производить непосредственно обеспечение настаставляемого наиболее эффективными инструментами и методами организации самостоятельной профессиональной деятельности. При этом наставник осуществляет содействие в создании благоприятных условий для профессионального роста будущих педагогов; создание ситуации успеха; координацию деятельности в соответствии с профессиональными запросами социальных партнеров; а также проводит консультирование.
Среди основных требований, выдвигаемых к наставнику особо хочется отметить следующее, прежде всего высокая мотивация участия в организации наставничества, а среди наиболее важных требований к наставляемому, направленность на профессиональную продуктивность, при этом критериями отбора наставников следует считать следующие факторы: умение обучать других/обучаться, умение слушать, коммуникативные умения, умение работать в команде, ориентация на результат, чувство ответственности и уверенность в себе, устойчивость к неудачам и неконфликтность, мотивация к поддержанию статуса. При этом мы можем пользоваться различными техниками наставничества, такими как: индивидуальное, групповое и партнерское наставничество [2].
Если мы говорим о механизмах и инструментах наставничества “STARTING PATH”, то это, прежде всего проведение инструктивного лагеря на базе ДОЛ «Здоровье», «Ласточка», «Лазурный», организация и проведение конкурса вожатского мастерства «Я-вожатый», распределение по оздоровительным лагерям и наставникам; проведение установочных занятий и курсов повышения квалификации (по программам подготовки вожатых); взаимодействие при проведении вожатских мероприятий в смене; анализ деятельности и обнаружение “точек роста” и тех моментов, над которыми нужно работать и стремиться к более высоким результатам профессиональной деятельности. К ним же можно отнести и средства оценки компетенций наставника, бланки запроса и обратной связи наставляемого, бланки оценки компетенций, как наставника, так и наставляемого, со стороны социального партнера.
Для того чтобы процесс наставничества был более эффективным в отношении сотрудников применяются следующие виды мотивации: монетарная (в соответствии с положением об оплате труда (при достижении результатов на городском, региональном, федеральном, международном уровне)). Немонетарная мотивация выражается в возможности пройти корпоративное обучение, участии в различных форумах, таких как: II Всероссийском форуме «Детский лагерь новое образовательное пространство» проходившем в «МДЦ «Артек», возможность пройти курсы повышения квалификации, участие в научно-методическом семинаре «Методическое сопровождение деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей» г. Новосибирск, возможность обобщения опыта, учет результатов наставничества в подтверждении квалификации сотрудника и многое другое.
Особо следует выделить основные этапы модели наставничества “STARTING PATH” в контексте реализации данной практики:
1 этап. Организационный. На данном этапе реализуются следующие мероприятия:
– организация и проведение инструктивного лагеря на базе детского оздоровительного лагеря социального партнера образовательного учреждения, которое предполагает профессиональное погружение (наставники реализуют программы игротехник, педагогическую анимацию, тренингов, мастер-классов, творческих лабораторий);
– проведение установочных конференций по производственной практике (знакомство с нормативными документами, требования к отчетной документации);
– курсы профессиональной подготовки по должности «Вожатый»;
– распределение по оздоровительным лагерям и наставникам.
2 этап. Деятельностный. На данном этапе реализуются следующие мероприятия:
– консультирование проведение профессиональной рефлексии;
– координация профессиональной деятельности в соответствии с требованиями социальных партнеров;
– формирование корпоративной культуры;
– фассилитация.
3 этап. Рефлексивный. На данном этапе реализуются следующие мероприятия:
– организация и проведение конкурса вожатского мастерства «Я-вожатый»;
– анализ заполнения отчетной документации по результатам прохождения производственной практики по ПМ 02. Организация досуговой деятельности;
– проведение итоговой конференции по результатам прохождения производственной практики (применение различных форм организации конференций: вожатские концерты, научные бои, Оксфордские дебаты, квест, soft skills.
Следует также выделить и ключевые факторы успеха практики наставничества, это, прежде всего высокая мотивация наставников, наличие целостной системы наставничества при прохождении данного вида практики, наличие методического сопровождения деятельности наставников, психологическая готовность и стремление соответствовать эталону наставника. К качественным показателям эффективности данной практики наставничества мы относим следующие: качество и успеваемость по экзамену квалификационному по ПМ 02. Организация досуговой деятельности; отзывы о работе наставляемых от социальных партнеров, благодарности о работе в лагере; 80% трудоустройства наставляемых в оздоровительных лагерях (МДЦ Артек, ВДЦ Орленок), результаты участия в конкурсах по вожатскому мастерству (в том числе и международного уровня).
Наставник ведет за собой, он должен быть погружен в ту среду, и в ту деятельность, в которую вводит своего подопечного.
Практика наставничества получила название “STARTING PATH” (“Стартовый путь”), которая реализует наставничество на производственной практике, и включает в себя эффективную адаптацию к профессии, раскрытие творческого потенциала наставляемого. Сопровождение наставляемого процесса производственной практики по ПМ 02. Организация досуговой деятельности.
Библиографический список:
- Гультяева Т.В. Наставничество как метод адаптации молодого педагога // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.– практ. конф. – 2017. – №8. – с. 59-61.
- Столяр И.Г. Наставничество на производстве: педагогические и организационные вопросы.– М.: 3нание.– 2013. – 64с.