Горнакова Д. А., Кустова Л. А. Правовое регулирование кадровой безопасности в муниципальной службе

Правовое регулирование кадровой безопасности в муниципальной службе

Legal regulation of the personnel security of the municipal service

 

Горнакова Дарья Андреевна

Gornakova Darya Andreevna

Студентка  ФГБОУ ВО ИрГАУ имени  А. А. Ежевского, г. Иркутск

tolere@mail.ru

Кустова Любовь Александровна

Kustova Lyubov Aleksandrovna

Студентка  ФГБОУ ВО ИрГАУ имени  А. А. Ежевского, г. Иркутск

lyubov.kustova.95.95@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие муниципальной службы, изложены цель и задачи муниципальных служащих. А так же найдена и прослежена связь кадровой работы с муниципальной службой, подробно расписана работа отдела кадров. Дано определение кадровой безопасности организации, рассмотрено регулирование кадровой безопасности в муниципальной службе. Выявлена профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих. Разграничены уровни управления в муниципальной службе и требования к ним. Рассмотрена актуальность при подборе персонала на муниципальную службу.

Annotation.  In this article, the concept of municipal service is considered, the purpose and tasks of municipal employees are set out. And also found and tracked the relationship of personnel work with the municipal service, the work of the personnel department is detailed. A definition is given to the staffing security of the organization, the regulation of personnel security in the municipal service. The professional retraining and advanced training of municipal employees has been revealed. The levels of management in the municipal service and the requirements for them are differentiated. The urgency is considered when recruiting personnel for the municipal service.

Ключевые слова: муниципальная служба, кадровая работа, кадровая безопасность, эффективное управление персоналом.

Keywords:  municipal service, personnel work, human security, effective personnel management.

В федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» статье 2 дается определение муниципальной службы, как профессиональной деятельности граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). [2]

Таким образом, муниципальные служащие относятся к органам местного самоуправления, то есть к исполнительным и представительным органам. Он осуществляет профессиональную деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которые призваны в интересах и от имени населения непосредственно решать вопросы местного значения. Находясь под пристальным контролем населения, муниципальный служащий менее бюрократичен, чем государственный. [4].

Управление муниципальной службой непосредственно связано с кадровой работой. В статье 28 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя [2]:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы;

2) подготовку предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя (работодателю);

3) организацию подготовки проектов муниципальных правовых актов, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора (контракта), назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию, и оформление соответствующих документов;

4) ведение трудовых книжек муниципальных служащих;

5) ведение личных дел муниципальных служащих;

6) ведение реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании;

7) оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих;

8) проведение конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв;

9) проведение аттестации муниципальных служащих;

10) организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

11) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

12) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены статьей 13 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами;

13) консультирование муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы;

14) решение иных вопросов кадровой работы, определяемых трудовым законодательством и законом субъекта Российской Федерации. [2]

Отсюда следует, что кадровая работа муниципальных служб совсем не отличается от кадровой работы частных предприятий, поэтому следует применять те же самые приемы и методы обеспечения кадровой безопасности.

5 марта 1992 г. был принят закон РФ №2446-I «О безопасности». В данном законе безопасность определяется как состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. [1] По исследованиям специалистов можно сделать вывод, что самое сложное звено в системе безопасности – это человек, и только он может оказывать критическое влияние на успешность деятельности организации. И именно поэтому кадровая безопасность является главным элементом в структуре экономической безопасности. Обеспечение кадровой безопасности — это процесс предотвращения негативных воздействий на организацию за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом [6]. Кадровая безопасность действует на основе выявления и пресечения опасных и неправомерных действий со стороны работников.

Эффективное управление персоналом — важнейшее условие, определяющее успешную деятельность органов управления. При этом главными задачами являются не только повышение активности и профессионального уровня работников, но и планирование их служебно-профессионального и должностного роста, предполагающего необходимую переподготовку и повышение квалификации. Статья 62 ФЗ «О муниципальной службе РФ» гласит, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляются с целью:

1) повышения эффективности исполнения ими должностных обязанностей и реализации полномочий;

2) создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров;

3) повышения качества работы органов местного самоуправления для достижения стоящих перед ними целей и решения возникающих проблем. [4]

Актуальным для муниципальных органов являются и разумный подбор и расстановка сотрудников с использованием современных средств подбора персонала; продуманная и документированная система служебного роста и денежного вознаграждения сотрудников; создание в коллективе благоприятного климата взаимоотношений для работы персонала и объективное рассмотрение данных вопросов с доведением результатов до всех сотрудников с целью исключения конфликтных ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям. [5]

Важное значение в кадровой работе имеет соблюдение установленных законом требований к порядку сбора, хранения и использования персональных данных муниципального служащего, под которыми понимается информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего. [7]

С учетом выполняемых функций, содержащихся в статье 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к муниципальным служащим предъявляются следующие требования [3]:

Младшие муниципальные должности — знание конкретной сферы деятельности специалиста, контроль за выполнением производственных заданий,  методов подготовки и принятия управленческих решений. Степень ответственности не высока.

Главные муниципальные должности — контролируют работу младших должностей, обладают знаниями научных методов управления, общего менеджмента, специальных экономических и управленческих наук. Наложена существенно высокая ответственность.

Высшие муниципальные должности — разрабатывают и реализуют стратегию управления организацией, принимают самые важные решения. Обладают высокими экономическими знаниями. Несут ответственность за главные и младшие должности.

Таким образом, кадровая безопасность нацелена на работу с персоналом, на установление трудовых и этических отношений, которые будут способствовать развитию и успешному функционированию данной организации.

Библиографический список:

  1. О безопасности: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446-I
  2. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ  (ред. от 30.06.2016)
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ
  4. Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие / В. Ю. Войтович.- Ижевск, 2013.- 287 с.
  5. Калюжин Ю. П. Кадровая безопасность / Ю. П. Калюжин.- (часть 2) [Электронный ресурс].- Режим доступа:
  6. Магомедова А. Я. Основы муниципальной службы / А. Я. Магомедова.- 2009.- №2 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-munitsipalnoy-sluzhby
  7. Чумарин И. Г. Что такое кадровая безопасность компании / И. Г. Чумарин // Кадры предприятия.- 20— №2 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bre.ru/security/20813.html