Господарик Д.Ю. Семантизация лексических единиц у старших дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Семантизация лексических единиц у старших дошкольников  с нормальным и нарушенным речевым развитием

Semantization lexical units at the senior preschool children
with normal and disturbed speech development

Господарик Диана Юрьевна

Gospodarik Diana Yuryevna

Учитель-логопед, МБДОУ ДС № 131, г. Иркутск

 

Аннотация: В данной статье представлено исследование посвящённое изучению проблемы семантизации лексики у дошкольников при различном речевом развитии. Акцентируется внимание на психологической проблеме данного вопроса, которая заключается в поиске психологических факторов, определяющих трудности семантизации, а также в определении психологических условий, способствующих её совершенствованию. Статья адресована учителям-логопедам, специальным психологам ДОУ, а также студентам дефектологических факультетов.

Annotation: This article presents a research devoted to the study of semantization lexicon problem at preschool children with different speech development. The attention is focused on the psychological problem of this issue, which consists in searching of psychological factors, determining the semantization difficulties, as well as in determining the psychological conditions that contribute to its improvement. The article is written for speech therapists, extra psychologists of pre-school educational establishment, as well as for students of the defectological faculties.

Ключевые слова: семантизация, общее недоразвитие речи (ОНР), нормальное речевое развитие, нарушенное речевое развитие.

Keywords: semantization, general underdevelopment of speech (ONR), normal speech development, disturbed speech development.

Исследование выполнялось в 2015-16 гг. на кафедре комплексной коррекции нарушений детского развития под научным руководством Е.Л. Инденбаум.

Проблема семантизации лексических единиц у детей дошкольного возраста является актуальной, поскольку данная область исследования недостаточно изучена и рассматривается преимущественно в теоретическом аспекте. Это обусловлено тем, что в настоящее время у учёных нет представления о том, насколько неточно дошкольник с общим недоразвитием речи (ОНР) понимает слышимые им слова, а это может существенно затруднять не столько работу учителя-логопеда, сколько других, работающих с ним педагогов. Поэтому мы считаем проблему психологической.

Некоторые исследования, посвящённые проблеме семантизации, представлены в работах известных учёных в области психолингвистики, таких как: Н.Д. Голев [1], А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович и другие. В области психологии данной проблемой занимаются: И.А. Зимняя, Л.Б. Халилова [2], в области логопедии: Г.В. Бабина [3], Т.А. Гридина, В.Н. Ерёмина [4] и другие.

На основе анализа научных исследований мы установили, что при нарушенном речевом развитии у детей возникают значительные трудности в понимании и употреблении семантических единиц. Они  выражаются в стойких аграмматизмах, в неадекватных семантических заменах, а также в стереотипных ответах.

На основе данных предыдущих наших исследований, мы  предположили, что трудности в овладении процессом семантизации у речевиков, проявляются тем, что дети не могут сказать правильно, но и не хотят сказать неправильно, а поэтому уклоняются от ответов. Таким образом, психологическая проблема заключается в том, что следует искать психологические факторы, определяющие трудности семантизации, а также определить психологические условия, способствующие её совершенствованию.

Целью нашего исследования являлась оценка возможностей словесного описания слов разной частотности и разного уровня обобщённости дошкольниками при различном речевом развитии.

Гипотеза исследования: мы предположили, что возможности успешной семантизации лексических единиц дошкольниками с нормальным и нарушенным речевым развитием зависят от проведения работы по уточнению значений слов, от уровня интеллектуального развития, от возможностей произвольной регуляции, а также от наличия интереса детей к аудированию (прослушиванию) и речеговорению.

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 131. В нём приняли участие 42 дошкольника в возрасте 5-6 лет. Подтвердилось, что дети с нарушенным речевым развитием при объяснении слов дают неполные, малоинформативные толкования. Например: Глеб, С., 5 лет: «Яблоко – это фрукт»; Мирослава, С., 6 лет: «Яблоко — круглое». Некоторая часть дошкольников пытается объяснять значение слова более  информативно. Например: Кристина, К., 6 лет: «Реклама — это когда вот, например, смотришь, новости и потом начинается. Там показывают чего-то, что новое или купить можно в магазине».

Дети с нарушенным речевым развитием допускают аграмматизмы, например: Тимур, М., 5 лет: «Яблоко – это чтобы кушает они и резают и кушает», используют неадекватные семантические замены, например: Семён, С., 6 лет: «Дверь – это квадрат», а также дают стереотипные ответы, например: Арам, Х., 5 лет: «Яблоко – съедобное оно»; «Дверь – она не съедобная». Зачастую, дети с ОНР демонстрируют полное непонимание некоторых слов, как например: «Кузнец  — это петух», «Лось – это тот, кто стоит на дороге».

Значим тот факт, что дошкольники с недоразвитием речи не стремятся употребить объясняемое слово с помощью использования его в определённом контексте. Лишь одна девочка попыталась это сделать: Лиза, Б., 6 лет: «Воздух — это такой, как бы ветер. Им можно, он почти как ветер. В шарике есть, а если его нет, значит, шарик сдувается»).

Нас заинтересовало, от чего зависят возможности успешной семантизации лексики при различном речевом развитии. В соответствии с нашей гипотезой, мы приступили к поиску и анализу факторов или зависимостей, которые потенциально влияют на процесс семантизации.

Мы выявили зависимость высказываний от уровня интеллектуального развития. Наличие речевого нарушения не всегда препятствует установлению связей и отношений на вербальном материале у большинства испытуемых. Однако ухудшенные показатели демонстрирует каждый третий ребёнок-речевик и только каждый пятый – с обычным речевым развитием. Из этого следует, что рекомендации для повышения качества семантизации у дошкольников с ОНР не смогут быть общими – то, что окажется эффективным при нормальном интеллекте, не «сработает» при низком.

Мы оценили уровень интереса детей к прослушиванию литературных произведений. Мы читали детям сказку и рассказ, и предполагали, что сказка вызовет больший интерес. Мы выявили, что интерес к сказке у детей с нормальным речевым развитием высокий (71,43 %), а у речевиков нет.

Также мы выяснили, как был выражен интерес к рассказу. Дети с ОНР проявили высокий интерес (14,29 %) именно при прослушивании рассказа. Это свидетельствует о том, что литературный язык сказки намного сложнее, многообразнее и он имеет более глубокий смысл, так как с помощью языка отражается народная мудрость.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования, мы провели корреляционный анализ полученных данных. Отмечена зависимость между способностью к семантизации и интересом к прослушиванию текста, причём теснота этой связи высокая (r=0,60) и средняя (r=0,48).

Таким образом, наше предположение подтвердилось. Возможности успешной семантизации лексики зависят от проведения работы по уточнению значений слов, от уровня интеллектуального развития, от наличия интереса детей к прослушиванию. В дальнейшем необходимо оценить влияние произвольной регуляции на процесс семантизации, а также подтвердить достоверность статистическими данными.

Список источников

  1. Голев, Н. Д. Словарь обыденных толкований слов: концепция и опыт реализации [Текст] / Н. Д. Голев // Вопросы лексикографии. – 2013. — № 2 (4). – С. 2-5.
  2. Халилова, Л. Б. Психологические аспекты исследования вербальной семантики у детей с недоразвитием речи [Текст] / Л. Б. Халилова, М. Т. Холод. – М., 2014. – С. 167-172.
  3. Бабина, Г. В. Модель формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. В. Бабина, С. Н. Силантьева // Логопедия сегодня. — 2012. — № 4. — С. 55-60.
  4. Ерёмина, В. Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / В. Н. Ерёмина. – М., 2002. – 193 с.