Говорин В.В. Налоговые каникулы как стимул для субъектов малого бизнеса

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

Налоговые каникулы как стимул для субъектов малого бизнеса
Tax holidays as an incentive for small businesses

 

Говорин Владислав Вадимович

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

vvgovorin@gmail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается абсолютно новый инструмент поддержки малого предпринимательства. Проведен разбор механизма предоставления «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей, а также определены сильные и слабые стороны.

Annotation. This article describes a completely new tool to support small businesses. Spend analysis of the mechanism of «tax holidays» for individual entrepreneurs, as well as identify strengths and weaknesses.

Ключевые слова: налог, «налоговые каникулы», малый бизнес, стимулирование, индивидуальные предприниматели.

Keywords: tax, «tax holidays», a small business, stimulation, individual entrepreneurs.

Сегодня, политическая и экономическая конъюнктуры бросают серьезный вызов благосостоянию Российской Федерации. Сложившиеся реалии требуют глубокого переосмысления существующих позиций и принятия серьезных и качественных решений. Одним из таких намерений является введение «налоговых каникул» для развития малого предпринимательства.

Хорошо известно о том, какую колоссальную пользу несет именно малый бизнес, значение которого для развития экономики сложно переоценить. Это не только доходная статья бюджета, но также и занятость населения, рост покупательской способности, развитие конкуренции, и как следствие этого выравнивание цен на рынке. На этом список достоинств, конечно, не заканчивается. Безусловно, малый бизнес заслуживает серьезного внимания, которое, к сожалению, не уделялось ему в должной мере, до недавнего времени.

Одним из серьезных нововведений в законодательство стали «налоговые каникулы». По замыслу законодателя, такой инструмент поддержки малого бизнеса, предоставляет право воспользоваться налоговой ставкой в размере 0% для индивидуальных предпринимателей. Предпосылкой к таким изменениям, послужило уменьшения числа предприятий малого предпринимательства, в связи с увеличением страховых отчислений в ГВФ почти в 2 раз в 2013 году. Малый бизнес не выдержал такой нагрузки и многие покинули рынок, а другая часть индивидуальных предпринимателей (далее ИП), в свою очередь, ушли в теневой сектор экономики.

По данным Министерства экономического развития число представителей малого бизнеса, а именно ИП, в 2013 году серьезно сократилось, почти на 13% по сравнению с аналогичным периодом за предыдущий год, а в 2014 году этот показатель не претерпел серьезных изменений [1].

Безусловно нельзя обойти стороной образовавшийся кризис в отношениях с западными коллегами, который вылился в неутихающий конфликт. Следствием, которого, стали – череда санкций экономического характера и сведения до минимума торгово-экономических отношений.

Все это, безусловно, крайне отрицательно влияет на экономику страны в целом. И чтобы исправить текущее положение вещей было принято решение о введении «налоговых каникул» для предприятий малого бизнеса. Данный шаг подразумевает под собой создание благоприятного климата для предпринимательской активности, а также вовлечение большего числа граждан в сферу предпринимательской деятельности.

Президентом РФ в ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2014 года было озвучено Предложение о введении «налоговых каникул», для малых предприятий, которые регистрируются впервые, сроком на два года.

«Налоговые каникулы» – это предоставление права на ставку налога в размере 0 %, для индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию впервые, сроком на 2 года которые будут действовать в период с 2015 по 2018 год [2]. В связи с тем, что многие предприятия на ранних этапах своей хозяйственной деятельности не могут выдержать гнет и натиск налоговых обязательств, который обрушивается на них в первые годы, то данная преференция послужит отличной поддержкой. По данным Общественной палаты РФ 3,8% предприятий малого бизнеса в конечном итоге терпят банкротство из-за невозможности в полной мере удовлетворить требования, предъявляемы им налоговыми органами, об уплате образовавшихся недоимок. Безусловно, «налоговые каникулы» также позволят выйти из теневого сектора экономики многим предпринимателям и вести легальный бизнес.

Однако на такую серьёзную поддержку могут рассчитывать далеко не все по ряду причин. Прежде всего, данное нововведение затрагивает только индивидуальных предпринимателей.

На стадии принятия данного законопроекта, предлагались внести нормы, согласно которым на нулевую ставку могли рассчитывать и организации, относящиеся к категории микро- или малых предприятий, с оговоркой на то, что они так же, как и ИП, осуществляют только те виды деятельности, которые предусмотрены данным законом и будут зарегистрированы впервые. Однако, сложность состояла в том, что данное положение могло привести к глобальной перерегистрации хозяйственных обществ. Для решения такой проблемы предлагалось привязать налоговые льготы не к самой организации, а к ее учредителям, но реализовать такой подход оказалось невозможным [3].

Следующим камнем преткновения, с которым могут столкнуться будущие бизнесмены, при получении права на применение налоговой ставки в размере 0%, является условие, согласно которому, данное право предоставляется только впервые зарегистрированному предпринимателю после вступления в силу этих изменений, т.е. для тех граждан, которые до этого никогда не имели статуса ИП.

В законе также указываются сферы деятельности, являющиеся основанием, для предоставления «налоговых каникул». К ним относятся следующие сферы деятельности:

  1. Производственная;
  2. Социальная;
  3. Научная;
  4. Осуществление бытовых услуг населению.

Также, право на получение нулевой ставки может быть предоставлено только индивидуальным предпринимателям, выбравшие режимы упрощенной системы налогообложения (далее УСН) или патентной системы налогообложения (далее ПСН).

Особо следует заметить, что не маловажная роль в вопросе о предоставлении «налоговых каникул» отводится субъектам РФ. В компетенцию субъектов входит право на установление следующих ограничений:

  1. В части определения видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению на основании ОКВЭД и налогового кодекса РФ (далее НК РФ). (Данное право субъектов РФ, замыкает круг лиц, претендующих на получение нулевой ставки налога, поскольку в силу определенных причин, не все формы предпринимательской деятельности могут быть поддержаны региональными властями. Субъекты РФ, также должны выработать совершенно однозначные критерии, на основании которых они будут руководствоваться при приятии решения о введении или не введении того или иного вида экономической деятельности).
  2. В части установления предельной границы средней численности работников.
  3. И последнее, в части предельного размера доходов от реализации, получаемых индивидуальным предпринимателем. (В соответствии с п. 4 ст. НК РФ [4], для УСН установлено, что максимальная сумма дохода, получаемая налогоплательщиком по итогам отчетного (налогового) периода, не должна превышать 60 миллионов рублей. В случае нарушения – налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения, и как следствие этого, он лишается права на налоговую ставку в размере 0%. Однако, законом субъекта РФ данный предельный размер дохода может быть уменьшен, не более чем в 10 раз).

В свою очередь, многие авторы высказывают опасения относительно «налоговых каникул», поскольку, во-первых, это создает возможность для ИП перерегистрировать свое дело на близких родственников, друзей или знакомых, никогда до этого не занимавшихся предпринимательством.

Во-вторых, предоставление «налоговых каникул» только одной категории субъектов налогообложения не коррелируется с основными началами равенства и всеобщности, установленным ст. 3 НК РФ [5].

В-четвертых, это серьезный удар по экономике субъектов РФ, которые в следствии введения «налоговых каникул» могут лишиться существенных поступлений в бюджет. В случае же если предприниматели будут перерегистрировать бизнес на свое ближайшее окружение в течении всего срока действия «налоговых каникул», сложно представить к каким катастрофическим последствиям это может привести.

Как противостоять возможным злоупотреблениям, вопрос открытый, здесь все будет зависеть от субъектов и соответствующих государственных органов. В данном случае необходимо ждать первых отчетов, которые позволят оценить данное нововведение по достоинству и максимально объективно, поскольку данная поддержка носит прежде перспективный, плановый характер, подразумевает под собой работу на будущее. «Налоговые каникулы» позволят многим выйти из «тени» и начать вести легальный бизнес, даст толчок для роста производительности труда. От этого, действительно революционного шага, ожидаются положительные результаты.

 

Библиографический список:

  1. Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2014 «О ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010-2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу» // Москва. – 2014. с. 8, 23, 36, 68, 105
  2. Документ Министерства экономики Российской Федерации от 27.07.2015 «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Аналитическая статья: «Навстречу малому бизнесу: налоговые каникулы и патенты для самозанятых» // Информационно-правовой портал Гарант.ру – 2014. – http://www.garant.ru/article/588135/
  4. Налоговый кодекс РФ часть 1: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146- ФЗ: с изм. От 3 июля 2016г. // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Дементьева Н.М., Дементьев Д.В. Налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей: ожидаемый результат // Финансы и кредит. 2015. №20 (644). c. 47-52