Дискриминация мужчин в семейном праве

Дискриминация мужчин в семейном праве

Male Discrimination in Family Law

 

Говорухина Любовь Сергеевна

Govorukhina Lyubov

Студентка  АНПОО  ОЭЮК, г. Оренбург

orblk@rambler.ru

Ерпылева Регина Рустамовна

Erpyleva Regina Rustamovna

Преподаватель АНПОО  ОЭЮК, г. Оренбург

koledova.anna@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема дискриминации мужчин в семейном праве. Проводится сравнительный анализ семейных прав мужчин и женщин. Затрагиваются такие вопросы, как получение материнского (семейного) капитала, обязанность по уплате алиментов, а также применение вспомогательных репродуктивных технологий. Делается вывод о необходимости внесения изменений в положения норм семейного законодательства, исключающих дискриминацию мужчин.

Annotation. The article deals with the problem of male discrimination in Family Law. The author carries out a comparative analysis of men and women ‘ s family rights. She touches up such questions as receiving maternal ( family) capital, the obligation to pay alimony and also the application of subsidiary reproductive technologies.  The author makes a conclusion of some necessary changes  concerning male discrimination in Family Law.

Ключевые слова: дискриминация, равноправие, материнский (семейный) капитал, алименты бывшей супруге, вспомогательные репродуктивные технологии.

Key words: discrimination, equality, maternal ( family)  capital, alimony, subsidiary reproductive technologies.

Не только в России, но и во всём мире давно ведётся борьба за равноправие мужчин и женщин.

Ценность равноправия настолько высока, что стала международным принципом, который закреплён в ст.1. Всеобщей декларации прав человека,  принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г : «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах…». [1]

Этот принцип закреплен и в Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, всем гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина. [2] Ч. 3 ст. 19 Конституции РФ закрепляет равенство прав и свобод мужчин и женщин. Однако в законодательстве существуют положения, которые по-разному регулируют права мужчин и женщин.

В частности, такие нормы содержатся в СК РФ.  Под дискриминацией понимается — лишение или ограничение прав конкретной категории граждан по расовому, национальному, половому признаку, по политическим и религиозным убеждениям. [6]

Одним из примеров различного правового регулирования прав мужчин и женщин является право на получение и реализацию материнского (семейного) капитала. Ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ [3]  устанавливает, что и мужчина и женщина могут получить материнский (семейный) капитал.   Однако, исходя из положений ч.1, п. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256 устанавливает, что право на получение материнского (семейного) капитала возникает у отца ребенка при наступлении только следующих условий:

— если мужчина является единственным усыновителем второго и последующих детей;

 — в случае смерти женщины-матери ребенка (либо объявления её умершей);

— в случае лишения матери родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки;

— в случае совершения матерью в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;

— в случае отмены усыновления ребёнка матерью.  В случаях (если мать уклоняется от выполнения возложенных на неё обязанностей родителей, злоупотребляет родительскими правами, жестоко обращается с усыновленным ребенком, является больной хроническим алкоголизмом или наркоманией. – ст.141 СК РФ[5]).

Таким образом, можно сделать вывод, что отец может получить материнский (семейный) капитал только тогда, когда у ребёнка отсутствует мать или она лишена родительских прав. На наш взгляд, такие различия в правовом регулировании являются дискриминацией, так как неясно, почему право на получение материнского (семейного) капитала возникает у отца, являющегося таким же полноценным родителем ребенка, как и мать, только в случае ее отсутствия. Следует также отметить, что мать наделена этим правом независимо от того, имеется ли у ребенка отец, лишен ли он родительских прав, состоит ли мать и отец ребенка в браке. В случае наличия у ребенка обоих родителей, не лишенных родительских прав, по нашему мнению, необоснованно наделять таким правом только мать ребенка. Мы считаем необходимым наделить отца правом на получение материнского (семейного) капитала на тех же основаниях, что и  мать ребенка, а право решать,  кто из родителей будет получать материнский (семейный) капитал, предоставить самим родителям.

Различия в сфере правового регулирования материнского (семейного) капитала встречаются и при его использовании. Ч. 3 чт. 7 ФЗ №256-ФЗ устанавливает, на какие цели можно направить средства материнского (семейного) капитала. Однако, следует отметить, что  их использование в целях формирования накопительной части пенсии доступно исключительно женщинам.[3]

Мы считаем, что такая формулировка статьи нарушает права мужчин, то есть является дискриминацией. Предлагаем наделить мужчин аналогичным правом.  Ст. 90 СК РФ предусматривает, что  бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка обладает правом требовать предоставления алиментов от бывшего супруга, обладающего для этого необходимыми средствами.  Следует отметить, что, по общему правилу, алименты выплачиваются, при наличии совокупности следующих условий: лицо должно быть нетрудоспособным и нуждающимся.  Однако, исходя из смысла ст. 90 СК РФ, можно сделать вывод, что бывшая жена имеет право на получение алиментов  независимо от этих условий. Кроме того, в статье не указано, возникает ли право на получение алиментов от бывшей супруги у бывшего супруга, если после расторжения брака ребенок, не достигший возраста трех лет, остался с отцом. Мы считаем, что это правовая дискриминация, и предлагаем наделить мужчин правом на получение в этом случае алиментов от бывшей супруги.

Ст. 55 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] устанавливает, что мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее, информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.  Однако ч. 3 ст. 55 ФЗ № 323-ФЗ устанавливает также право одинокой женщины на применение указанных процедур, в том числе устанавливается право одинокой женщины на использование услуги по вынашиванию ребенка суррогатной матерью. Основываясь на положениях указанной статьи, можно сделать вывод, что подобной услугой не может воспользоваться одинокий мужчина.

Такая формулировка, видимо, оправдывается законодателем особенностями женского восприятия ребенка, именуемых  как «материнский инстинкт», согласно которому у женщины возникают особые чувства и привязанность, которые могут возникнуть не только к ребенку, имеющему кровное родство с этой женщиной. Отцовский инстинкт, как правило, возникает позднее, а в редких случаях, может не возникнуть вообще. Однако в настоящее время, в связи с обострением проблемы возникновения женского алкоголизма, а также финансовых проблем, всё чаще возникают случаи отказа матери от своего ребенка, на основании чего мы считаем, что исключение одинокого мужчины из числа лиц, имеющих право на заключение договора с суррогатной матерью, является необоснованным и нарушает права мужчин. Мы предлагаем внести изменения в ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в частности, наделить одинокого мужчину рассматриваемым правом.

В современном мире равноправие является основополагающим принципом, признанным на международной арене. Мы считаем, что различное правовое регулирование их семейных прав и обязанностей приводит к правовой дискриминации мужчин, что является недопустимым, а предложенные нами изменения позволят повысить эффективность правового регулирования, а так же решить ряд семейных конфликтов, а, возможно, и выполнить одну из важнейших задач государства — сохранение семьи.

Библиографический список:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948)// «Российская газета» № 67 от 05.04.1995.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)