Грибоедова В. М. Сравнительный анализ систем инклюзивного среднего профессионального образования лиц с ОВЗ в России и за рубежом
Сравнительный анализ систем инклюзивного среднего профессионального
образования лиц с ОВЗ в России и за рубежом
Comparative analysis of systems of inclusive secondary professional education of persons with HIA in Russia and abroad
Грибоедова Валентина Михайловна
Griboyedova Valentina Mikhailovna
мастер производственного обучения ГБПОУ ИО АТРи ПТ, г. Ангарск
Аннотация. В статье приведен сравнительный анализ систем инклюзивного среднего профессионального образования лиц с ОВЗ в России и за рубежом.
Annotation. The article provides a comparative analysis of systems of inclusive secondary vocational education for persons with HIA in Russia and abroad.
Ключевые слова: ограниченные возможности, инвалид, формы поддержки, среднее профессиональное образование.
Key words: limited opportunities, invalid, forms of support, secondary vocational education.
В современных условиях России становится важным освоение необходимых навыков и компетенций для успешной социально-профессиональной адаптации и профессионального развития, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Активное развитие рыночной экономики, растущая конкуренция на рынке труда и введение новых образовательных стандартов постоянно ужесточают требования к уровню профессиональной готовности будущих специалистов. Особенно сложно соответствовать этому уровню лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Усилия Минобрнауки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом их психофизического здоровья. Ведется интенсивный поиск способов и средств для обеспечения на всех уровнях образования гарантии законодательных прав этим категориям лиц. Однако традиционная профессиональная подготовка не всегда эффективно решает эти задачи. По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации 1 млн. 600 тыс. детей, или 4,5% всего детского населения, имеют ограниченные возможности здоровья. В Российской Федерации только 13% инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу. Ситуация в Томской области отражает общероссийскую тенденцию состояния трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Более трех тысяч инвалидов трудоспособного возраста представляют собой значительный для Томской области ресурс рабочих кадров, который не использовать не только не гуманно, но и не рационально с экономической точки зрения, имея в виду компенсаторные возможности организма. Состояние здоровья многих из них препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения, что требует расширения направлений деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования (ОО СПО) и выделения наряду с имеющимися задачами, новой – реабилитационной, которая предполагает обеспечение в процессе профессионального образования необходимой коррекции и компенсации отклонений в развитии отдельных категорий обучающихся как важного фактора успешности их последующей социально-профессиональной адаптации. В настоящее время адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности, как одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации, закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В странах Западной Европы исторически выделено как минимум 4 основных формы поддержки:
- превентивные меры;
- информационно-консультативная поддержка;
- дифференциация учебных программ и процесса обучения;
- улучшение условий обучения и пребывания интегрированного ребенка в школе (разделение зоны ответственности при осуществлении помощи и повышение квалификации педагогов). [2]
В российских условиях начала XXI в. профессиональное образование лиц с ОВЗ рассматривается как совокупность следующих процессов: профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. В настоящее время в стране существуют различные уровни (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование) и формы (очная, очно-заочная, экстернат, надомное обучение) профессионального образования разных категорий лиц с ОВЗ, выбор которых осуществляется на основе индивидуальных психофизических особенностей, уровня образования и имеющегося потенциала. При этом формы оказания специальных образовательных услуг в направлении профессионального обучения в настоящий момент не полностью соответствуют образовательным потребностям лиц с ОВЗ, и не могут рассматриваться достаточными для их успешной социально-профессиональной адаптации. [3]
В нашей стране существует значительно малый перечень профессий, которые доступны для освоения лицам с ограниченными возможностями здоровья, а те, которые доступны в специальных (коррекционных) школах/классах I-VIII видов, практически не имеют спроса на современном рынке труда, а следовательно являются непривлекательными для обучающихся. Инклюзивное образование в ОО СПО – это специально организованное взаимодействие педагогов с обычными обучающимися и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, которое позволяет, во-первых, преодолеть противоречия в образовательной практике обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, реализовать основной принцип инклюзивного образования как принцип совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в-третьих, обеспечить использование особых условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В параграфе 1.2. «Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ, барьеры социально-профессиональной адаптации в системе среднего профессионального образования России» установлено, что лица с ограниченными возможностями здоровья – это термин, характеризующий тех, для кого характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения. В техникуме социальных технологий на протяжении нескольких лет получают профессиональное образование несколько групп подростков с разными образовательными потребностями и возможностями социально- профессиональной адаптации. Барьеры в обучении студентов и слушателей с особыми образовательными потребностями – это барьеры «архитектурного» окружения – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов, недоступность транспорта между домом и образовательным учреждением, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу и т.д.) и барьеры социальных отношений (профессиональные установки педагогов техникума, сложившаяся система оценивания результатов обучающихся, несовершенство существующей нормативно-правовой базы и т.д.). Именно техникумы призваны обеспечить реализацию прав на качественное профессиональное образование для большого количества инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доказано, что получение такими лицами качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Социально-профессиональная адаптация – это процесс и результат включения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в новые социальные и профессиональные условия, обеспечение им психолого-педагогической, консультативной, юридической поддержки в их профессиональном становлении, формировании социальных и трудовых качеств, необходимых для конкретного вида деятельности и жизни в обществе. Весь процесс разделен нами на два подпроцесса: социально-профессиональная коадаптация и социально-профессиональное сопровождение. [3]
Коадаптация (от лат. со – вместе и adaptare – приспособлять) – коррелятивное приспособление; общее и взаимное приспособление к изменившимся условиям. Социально-профессиональная коадаптация с позиции студента – это процесс активации и приспособления собственных познавательных и социальных ресурсов к процессу профессионального обучения в техникуме. С позиции техникума – это организация технически и социально безбарьерного образовательного пространства, чтобы обеспечить возможность каждому студенту получить качественное профессиональное образование в рамках инклюзивного обучения. Социально-педагогическое сопровождение таких студентов со стороны педагогического коллектива техникума направлено на наиболее целесообразное проявление студентов при решении возникающих проблем в ситуациях процесса профессионального становления, в целом активное самопроявление в процессе становления как специалиста. Социально-профессиональная адаптация в целом представляет собой интегративный процесс, включающий субъект образовательной деятельности, социум, систему производственных отношений.
Библиографический список:
- Гудожникова, О.Б. Проблема трудоустройства выпускников системы СПО с ОВЗ в условиях рыночной экономики/ О.Б. Гудожникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. (TSPU Bulletin). 8 (161). 2015, С.159-162.
- Гудожникова, О.Б. Формирование социально-активной среды повышения качества инклюзивного среднего профессионального образования/ О.Б. Гудожникова // Профессиональное образование в современном мире. 3 (18), 2015, С. 105-114.
- Гудожникова, О.Б. Профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Томском техникуме социальных технологий / О.Б. Гудожникова // Профессиональное образование в России и за рубежом. №1(17) 2015,С.127-133. / 0,4 п.л.