Григорьева О. А., Каменских Д. В. Профессиональное самоопределение молодежи через проведение профессиональных проб на примере опыта ГБПОУ ИО «Ангарский автотранспортный техникум»

Профессиональное самоопределение молодежи через проведение

профессиональных проб на примере опыта

 ГБПОУ ИО «Ангарский автотранспортный техникум»

Professional self-determination of youth through

professional samples experience COLLEDGE IO

«Angarsk motor transport College»

 

Григорьева Ольга Александровна,

Зам. директора ГБПОУ ИО ААТТ, г. Ангарск

grigorolal@mail.ru

Каменских Дарья Васильевна,

педагог-психолог ГБПОУ ИО ААТТ, г. Ангарск dasenok87@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения молодежи. Существуют разные формы профориентационной работы, одной из них являются профессиональные пробы.

Annotation. The article deals with the issues of professional self-determination of youth. There are different forms of career guidance work, one of them is professional tests.

Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональные пробы, технологическая карта

Keywords: profession, professional identity, career guidance, professional sample routing

 

Профессия – социально необходимый вид трудовой деятельности, появившийся вследствие общественного разделения труда и требующий от человека наличие определённых способностей, знаний, умений, навыков. Выбор профессии – это поступок, который характеризует степень ответственности и зрелости человека, осознающего собственные интересы при имеющихся возможностях. Выбирая профессию, человек выбирает и определённый образ жизни, траекторию личностного развития. Вследствие этого выбор профессии и самоопределение взаимосвязаны. «Самоопределение – процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы». Ключевую роль в профессиональной ориентации молодежи играют семья и школа. В семье формируется ценностное отношение к людям, обществу, государству, прививается определённый образ жизни и уровень личных притязаний, а школа формирует представления о профессии на протяжении всего обучения. [1]

Профориентационная работа только на базе школы не дает полного представления о профессии и не отражает ее специфики, не позволяя сделать осознанный профессиональный выбор. В связи с этим необходима систематическая, целенаправленная, совместная работа школы и профессиональной образовательной организации. [1]

Организация системы профориентационной деятельности на уровне профессиональных образовательных учреждений позволит школьнику получить представление о профессиях, которые представляют для него интерес, выработать навыки (компетенции), позволяющие осуществлять осознанный, ответственный выбор. [2]

Одной из оптимальных форм работы по самоопределению молодежи являются профессиональные пробы. Они представляют собой модель конкретной профессии, посредством апробирования которой, учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри.

В ГБПОУ ИО «Ангарский автотранспортный техникум» успешно реализуется программа «Организация профессиональных проб учащихся города Ангарска». Профессиональное самоопределение нами рассматривается как результат процесса формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. В связи с этим нами разработан маршрутный лист, который и вводит учащегося в мир профессий автомобильного транспорта.

Таблица 1

Маршрутный лист

Мероприятие Место проведения Количество участников Ответственный
1. Встреча учащихся  школы Фойе техникума   Социальный педагог
2. «Презентация профессий» Актовый зал Президент студ. совета
3 Диагностика профессиональной направленности (разделение на подгруппы по проф. пробам) Актоый зал Педагог — психолог
4 Экскурсия Мастерские Старший мастер
5. Профессиональная проба Ответственный за

профессиональную пробу

А) Технологическая карта профессиональной пробы «Слесарное дело». Мастерские Мастер ПО
Б) Технологическая карта профессиональной пробы «Машинист крана (крановщик)» Мастерские Мастер ПО
В) Технологическая карта профессиональной пробы «Водитель» Мастерские Мастер ПО
Г) Технологическая карта профессиональной пробы « ТОРА» Мастерские Преподаватель,
Д) Технологическая карта профессиональной пробы «Организация перевозок» Каб.112 Преподаватель
Итоги профессиональной пробы
Количество учащихся принявших решение поступить в техникум на выбранную профессию/специальность Зам. директора по ПО

Нами разработаны технологические карты ведения профессиональной пробы по всем профессиям и специальностям автомобильного транспорта, в которых указана четкая последовательность проведения профессиональной пробы. Рассмотрим пример технологической карты профессиональной пробы «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Пробу проводит:ФИО, преподаватель междисциплинарных курсов.

Цель профессиональной пробы: способствование сознательному, обоснованному выбору профессии.

Продолжительность пробы: 40 минут.

Количество участников: 5

Таблица 2

Содержание профессиональной пробы

№ этапа Наименование этапов и его структурных элементов Норма времени Деятельность преподавателя (мастера п/о) Деятельность учащихся
1 Организационно-мотивационный момент, постановка цели 5 мин Приветствие участника профессиональной пробы. Знакомство с оборудованием. Наша цель сегодня: научиться выполнять замену автомобильного колеса. Приветствует преподавателя. Знакомится с оборудованием. Внимательно слушает цель профессиональной пробы.
2 Формирование новых понятий способов действий 15 мин Знакомит с назначением основных приспособлений, необходимых для выполнения работы, а также с автомобилем.

Автомобиль — моторное дорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей или грузов. Основное назначение автомобиля заключается в совершении транспортной работы.

Автомобильное колесо является конечной точкой получения крутящего момента от двигателя автомобиля. Задача колеса – придать автомобилю движение.

Для выполнения задания тебе потребуется: приспособление для откручивания колес (на жаргоне — «балонник», противооткатные упоры и домкрат.

Домкра́т — стационарный, переносный или передвижной механизм для подъёма опирающегося на него груза.

Противооткатные упоры необходимо подкладывать под колёса автомобиля, чтоб он не откатился.

Демонстрирует правильность выполнения задания.

Внимательно слушает и запоминает информацию.
3 Применение знаний, формирование умений 10 мин Контролирует выполнение задания: Выполнить замену автомобильного колеса. Самостоятельно выполняет замену колеса легкового автомобиля.
4 Итог учебного занятия, рефлексия 10 мин Задает вопросы на закрепление нового материала:

1.Что такое автомобиль и для чего он предназначен?

2. Перечисли возможные причины замены колеса.

3.Для чего служит домкрат?

4.Каково назначение противооткатных упоров?

5. Уверенно ли ты себя чувствовал выполняя предложенное задание?

6. Испытывал ли ты какие то сложности при выполнении задания? Если да, то какие?

Спасибо за работу! До свидания!

Отвечает на вопросы.

Профессиональная проба состоит из 4 этапов: организационно-мотивационный момент, постановка цели, формирование новых понятий способов действий применение знаний, формирование умений, итог учебного занятия, рефлексия, которые позволяют создать условия для знакомства учащихся с профессиями автомобильного транспорта, дать возможность попробовать себя в данной сфере деятельности, помочь сделать осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута, а также на собственном опыте узнать о своих индивидуальных качествах и способностях, соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в автомобильной сфере труда.

Таким образом, приобретенный опыт поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

Библиографический  список:

  1. Энциклопедия социологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: %B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&stpar3=1// [Дата обращения: 04.05.2018г.]
  2. Пряжников Н. С. Школьная профориентация: реальности и мечты. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

// [Дата обращения: 04.05.2018г.]