Недоступная «Доступная среда»

Недоступная «Доступная среда»

Unavailable «Affordable Environment»

 

Громовая Яна Сергеевна

Студентка ФГБОУ ВО  ИрГУПС, г. Иркутск

yanagrom619@gmail.com

Делегеоз Елена Геннадьевна

К.и.н., доцент кафедры Таможенное дело и правоведение

ФГБОУ ВО  ИрГУПС, г. Иркутск

delegeozy@yandex.ru

Аннотация: Речь в данной статье пойдет о программе «Доступная среда», которая реализуется в Иркутской области с 1 января 2013 года, и непосредственно в городе Иркутске с 1 января 2016 года. В статье приведены исследование инфраструктуры города Иркутска на доступность для маломобильных групп населения, а именно инвалидов-колясочников. Проанализированы изменения, которые произошли в городе с момента начала реализации данной государственной программы. Установлено, какое финансирование получила программа, и на примере простых диаграмм показано распределение средств. Сделаны выводы по результатам исследования.

Annotation: This article is about the «Affordable Environment» program, which is being implemented in the Irkutsk region since January 1, 2013, and directly in the city of Irkutsk on January 1, 2016. The article gives a study of the infrastructure of the city of Irkutsk for accessibility for the low-mobility groups of the population, namely wheelchair users. The changes that took place in the city since the beginning of the implementation of this state program are analyzed. It is established, what financing this program received, and the distribution of funds is shown using simple diagrams. Conclusions are drawn from the results of the study.

Ключевые слова: Программа «Доступная среда», государство, инвалиды-колясочники, маломобильные, Иркутск, реализация, финансирование, инфраструктура, общество.

Keywords: «Affordable Environment» program, state, wheelchair users, low-mobile, Irkutsk, implementation, financing, infrastructure, society.

На пути к полноценной жизни люди из так называемой маломобильной группы всегда сталкиваются с трудностями, которые возникают в связи с отсутствием пандусов, нарушением правил их размещения, отсутствием специальных средств передвижения, и просто невозможностью выйти из собственной квартиры.

Главной целью данной статьи является привлечь внимание общественности к проблеме передвижения инвалидов-колясочников по городу Иркутску, рассмотреть основные законы, касающиеся маломобильных групп населения.

Доступная среда – это условия и требования, прежде всего, к городской среде и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию. Доступная среда в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы была разработана Минтрудом и должна была быть направлена на то, чтобы:

Оценить доступность приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Устранить социальную разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

Модернизировать государственную систему медико-социальной экспертизы;

Обеспечить равный доступ инвалидов к реабилитационным услугам.

Основными задачами данной программы являются:

— формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;

— совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов, а также системы медико-социальной экспертизы. [1]

Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» принятый в ноябре 1995 года, провозгласил право инвалидов на свободное посещение общественных мест, без ограничений. [3]

На данный момент существует огромное количество правовых актов, которые регламентируют доступную среду для инвалидов и устанавливают требования для ее воплощения в жизнь. Конвенция ООН по правам инвалидов–международный документ, согласно которому все страны–участники обязаны соблюдать его требования, то есть предоставлять инвалидам подобающий жизненный уровень и социальную защищенность наравне с другими гражданами. Данный документ ратифицирован и принят Россией в 2012 году. Инвалидам, в соответствии с текстом документа гарантируется равный и беспрепятственный доступ к городской и сельской инфраструктуре, транспорту и связи, а также к квартирам в жилых домах.

По данным пенсионного фонда Российской Федерации в городе Иркутске проживает почти 55 тысяч инвалидов, из них: более 52 тысяч инвалидов старше 18 лет; почти 3 тысяч детей–инвалидов в возрасте до 18 лет. Имеют ограничения передвижения в связи с патологией опорно-двигательного аппарата около 7 тысяч человек, в том числе передвигающихся на креслах–колясках около 600 человек, имеют ограничения по зрению и по слуху более 2 тысяч человек. [1]

В данной статье были обозначены проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды–колясочники. В Иркутской области финансирование программы «Доступная среда» началось в 2013 году. На реализацию было выделено более 222 млн. рублей. Финансирование города Иркутска по данной программе осуществляется с 1 января 2016 года, планируется потратить порядка 110 млн. рублей.

Опираясь на репортажи «Вести Иркутск» о недоступной «доступной среде» в нашем городе, мною были обследованы те объекты, на которые непосредственно просили обратить внимание инвалиды-колясочники в 2014 году, а именно:

  1. Неудобный пандус с одноуровневыми перилами перед цирком, подвальные туалеты там же.
  2. Отсутствие пандуса перед Педагогическим институтом.
  3. Пешеходные переходы с бордюрами на сквере имени Кирова.
  4. Отсутствие пандуса в кинотеатре «Баргузин» и невозможность передвигаться внутри.
  5. Подземные переход на остановках по улице байкальская оснащены неудобными пандусами.
  6. Отсутствия перил пандуса у гостиницы «Ангара», парковки для инвалидов.
  7. Кнопка вызова у Администрации города (с коляски не достать).
  8. Нет подъезда к ТЦ «Сезон», внутри нет пандусов.
  9. Музей истории города — кнопка вызова слишком высоко.
  10. Филармония, нет оборудованного туалета, кнопка вызова высоко.
  11. Драмтеатр, нет кнопки вызова, пандусов.
  12. Отсутствие пандусов в СОШ №11. [2]

В итоге изменения произошли лишь в четырех объектах из двенадцати, а именно — появились перила пандуса у гостиницы Ангара, кнопка вызова для инвалидов у Администрации города была перемещена, появились пандусы в СОШ № 11 и пандус у камерной сцены драмтеатра

Согласно информации с официального портала города Иркутска, за один год реализации муниципальной программы «Доступная среда»:

— приобретен 1 автобус, оборудованный для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения города Иркутска;

— обустроено 75 парковочных мест для инвалидов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Иркутска, нанесена разметка и установлены дорожные знаки;

— оборудованы пешеходные и транспортные коммуникации с устройством 97 пандусов (съездов) с применением тактильной плитки.

— проведен текущий ремонт в пяти муниципальных общеобразовательных организациях города Иркутска (СОШ № 11, 42, 26, 28, 76) и одном дошкольном образовательном учреждении (детский сад № 100 «Берегиня») с целью создания благоприятных условий для инклюзивного образования и повышения уровня доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих муниципальные дошкольные и образовательные организации;

— приобретены индукционные системы для слабослышащих граждан для двух муниципальных учреждений культуры города Иркутска: «Гуманитарный центр – библиотека имени семьи Полевых», «Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова;

— приобретены мобильные пандусы для «Музея городского быта», «Музея чая», электрические подъемники для «Городского выставочного центра им. В.С. Рогаля» и библиотеки № 31 «Алые паруса»;

— организованы и проведены с участием людей с ограниченными возможностями здоровья: более 350 социокультурных мероприятий и 15 городских спортивно-массовых мероприятий с охватом 1560 человек. [1]

Согласно «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с 2016 года планировка и сдача объектов социально–бытового, культурного и инженерного назначения не может осуществляться, если не предусмотрен доступ для маломобильных групп населения. А для уже построенных зданий и служб дан переходный период — 15 лет. [4]

В начале 2016 года создана и успешно работает некоммерческая организация «Фонд муниципального образования город Иркутск. Доступная среда для инвалидов». Фонд учрежден постановлением администрации города Иркутска от 16.12.2015 № 031-06-1208/5. [1]

Также 27 марта 2017 года Верховный суд РФ разрешил родителям перевозить детей до 12 лет без автокресла, правда, с оговоркой, что должны применяться альтернативные специальные средства в сочетании с ремнями безопасности. Это делает перевозку детей с особенностями развития более доступной.

Таким образом, можно сказать, что программа «Доступная среда» составленная Минтрудом, соответствует конвенции ООН по правам инвалидов, принятой в России в 2012 году. Однако реализация данной программы в городе Иркутске и Иркутской области идет крайне медленно. Остается большое количество проблем, которые не позволяют вести инвалидам полноценный образ жизни. Для дальнейшей успешной работы органам исполнительной власти области необходимо включить дополнения в свои положения, которые позволят сформировать беспрепятственный доступ инвалидов, а также других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Согласно ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» необходимо организовать работу по реализации программы согласно отраслевому принципу, то есть наделить органы исполнительной власти ответственностью за создание «доступной среды» в курируемой отрасли. Все это повысит интеграцию инвалидов в общество.

Библиографический список:
  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации д Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (Дата обращения: 30.10.2017 г.)