Гросс Э.Р. Психологическая культура человека в современной психологической науке и образовании

Материалы всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” февраль 2017 г.

Психологическая культура человека в современной психологической науке и образовании

Psychological culture of man is in modern psychological science and education    

Гросс Эльмира Риксановна

Gross Elmira Riksanovna

учитель начальных клаccов ЧОУ «Средняя школа Леонова» г. Иркутск

                                                                                                   Аннотация. Пси­хологическая культура – это особая характеристика, формирующаяся и прояв­ляющаяся в социальном взаимодействии людей и выступающая его регулято­ром. Низкий уровень или отсутствие психологической культуры приводит к возникновению различных проблем, сложностей и конфликтов в отношениях и взаимодействиях людей. Поэтому проблемы взаимодействия – это во многом проблемы внутренней культуры. Особое значение психологическая культура имеет для педагогического взаимодействия, которое выступает основой образовательной среды и меха­низмом функционирования образовательных систем. Проблемы педагогиче­ского взаимодействия – это, в том числе, проблемы уровня психологической культуры ее субъектов.

Annotation. Psychological culture is a special feature formed and manifested in social interaction of people and serving his regulator. Low level or absence of psychological culture leads to the emergence of various problems, difficulties and conflicts in relationships and human interactions. Therefore, the problem of interaction is largely a problem of internal culture. Of particular importance psychological culture is a pedagogical interaction, which is the basis of the educational environment and the mechanism of functioning of educational systems. The problems of pedagogical interaction is, in particular, the problem of the level of psychological culture of its subjects.

Ключевые слова. Психологическая культура, проблемы воспитания, личность, образование.

Keywords. Psychological culture, problems of upbringing, personality, education.

В своей статье мы обращаемся к фундаментальной ка­тегории философии и ряда других наук – категории культуры, так как именно в этом понятийном контексте мы представляем себе наиболее адекватной постановку проблем образования, воспитания человека, его станов­ления, а также построения адекватной задачам образова­ния системы диагностики. Следуя культурологическому подходу в образовании, мы считаем одной из ведущих целей общего среднего образования становление общей культуры учащихся, которая включает такие состав­ляющие, как историческая, математическая, информа­ционная, лингвистическая,  экологическая,  нравственная,  психологическая, валеологическая,  художественно-эстетическая  и др.  Психологическую культуру мы рассматриваем как  составную часть общей культуры личности и считаем, что ее диагностике и формированию должно уделяться соответствующее внимание в системе образования.

Понятие «культура» имеет множество определений и, соответственно значений. Насчитывается более двухсот ее определений,  характеристик. Культура существует как в объективной (результаты, продукты деятельности, существующие вне их создателя), так и в субъективной (в виде присущих человеку характеристик) формах.

Культура личности включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности, т. е. все то, что человек вырабатывает в себе, приобретает в своей жизни в обществе и под влияни­ем общества, при участии других людей, «присваивая», как об этом говорил Л.С. Выготский, общественно-исторический опыт. Это со­ответствует исходному пониманию термина «культура» («пайдейя»), принятому еще в Древней Греции.

Психологическая культура человека может рассматри­ваться в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, половых, возрастных и т. д.).

Психологическая грамотность сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Задача взрослых в семье, школе, обществе – помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Но всегда ли школа, семья, общество хотят и могут решать эту задачу?

Известно, сколь велика роль школьного образования в судьбе отдельного человека и поколения в целом. Любая образовательная программа в школе включает в себя много учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой область определённой науки и даёт возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребёнка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребёнка, создаёт условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни. [1]

Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сегодня не представлена, и среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Здесь мы встречаемся с явным противоречием: образование ставит задачу полноценного развития ребёнка, но при этом весьма существенно ограничивает возможность позитивного решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребёнку знаний о самом себе как представителе рода человеческого, обладающего всеми данными для развития, несущего в себе потенциал творчества и отвечающего за реализацию или нереализацию этого потенциала наряду со взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества. Современное образование не приобщает ребёнка к психологической культуре человеческих отношений.  Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» – риска не стать человеком.

Педагогическая запущенность, родительское безразличие, негативное отношение учителей, отсутствие позитивной социальной среды как среди взрослых, так и среди сверстников не дают ребёнку опыта овладения культурно заданными средствами отношений с другими людьми, овладения предметным культурным миром, овладения культурными способами владения самим собой.

Школьник, достигнув определённого возраста, познаёт себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности – процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как о человеке школьник не располагает. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределённость в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т.п. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивные отношения школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально неодобряемым формам поведения.

На уроках психологии внимание школьников обращается на такие психические явления и особенности личности. Например: сознание и самосознание; нравственные чувства и установки; направленность личности (цели, идеалы, желания, потребности, ценностные ориентации и др.); отношение к другим людям; чувство совести и человеческого достоинства; содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния и пр.); понимание чувств и переживаний других людей; способности (которые в целом определяют становление личности и обусловливают степень яркости её индивидуальности) и др.

Уроки психологии помогают детям постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Школьники узнают, что каждый человек:

–   по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир;

–   его память, мышление, внимание обладают индивидуальными особенностями;

–   его воображение своеобразно;

–   у него есть свои интересы, потребности, способности, симпатии, привязанности; для   него характерны   особенности   настроения, большая   или меньшая   сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля;

–   он обладает «легким» или «трудным» характером;

–   у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои надежды и разочарования, свои печали и радости, любовь и предательство, свои потери и духовные приобретения, наконец, своя судьба.

Важно при этом, чтобы школьник осознал и помнил, что такой сложный внутренний мир имеет не только он, но и каждый из окружающих его людей. И если человек, который находится рядом с ним, отличается от него, то это не значит, что он хуже. Он просто другой, и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями. Ещё А.Н. Радищев отмечал, что «только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». [2] Представляется, что учебный предмет «Психология» может в какой-то степени пониматься как «зона ближайшего развития» личности школьника. Это постепенное введение взрослым ребёнка (в соответствии с возрастом) в мир ответственных и всё более усложняющихся человеческих и социальных отношений, в мир человеческих чувств и переживаний, в мир знаний и культуры.

Таким образом, психологическое образование в школе можно рассматривать в контексте профилактики,   предупреждения асоциального  поведения негативных школьников  моментов в их отношении к людям разных национальностей, разного социального статуса, дружбе, любви, к созданию в будущем своей семьи, к рождению и воспитанию своих детей и пр. Хотелось бы, чтобы о курсе психологии в школе можно было бы сказать словами К.Д. Ушинского: «Курс вводит детей в науку, но не как в мёртвую груду книг, а как в живое изъяснение мира, исполненного жизни». [3]

Список источников

  1. Бубнова С. С, Крылов В. Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой: Тезисы докл. к научной конф.// Психологическая наука: Традиции, современное состоя­ние, перспективы. М., 1997. с. 48-49.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личнос­ти. М.1980, с.298
  3. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психологии и конструиро­вание миров. М.; Воронеж, 1996, 682 с.