Губарь Н.А., Губарь С.А., Шергина О.А., Власюк О.В. Подготовка урока физической культуры для учащихся имеющих ДЦП

Подготовка урока физической культуры для учащихся имеющих ДЦП

Preparation of physical education lesson for students with cerebral palsy

 

Губарь Наталья Александровна

Gubar Natalia Alexandrovna

Учитель физической культуры МБОУ «СОШ№6», г. Ангарск

natalia.gubar@yandex.ru

Губарь Сергей Александрович

Gubar Sergei Alexandrovich

Тренер-преподаватель МБУ СШОР «Ермак», г. Ангарск

Шергина Ольга Алексеевна

Shergina Olga Alekseevna

Учитель физической культуры МБОУ «СОШ№6», г. Ангарск

anatol71108@yandex.ru

Власюк Оксана Викторовна

Vlasyuk Oksana Viktorovna

Учитель физической культуры МАОУ «Гимназия №8»

oxsi9977v@yandex.ru

Аннотация.Данная статья представляет опыт работы c детьми имеющими диагноз детский церебральный паралич.

Annotation. This article presents the experience of working with children diagnosed with cerebral palsy.

Ключевые слова.Урок физической культуры, упражнения, диагностика.

Ktyword. The lesson of physical culture, exercises, diagnosis.

У обучающихся, имеющих ДЦП, как правило, ярко выражены двигательные нарушения рефлекторного характера, нарушена координация, повышен тонус мышц, поэтому им сложно управлять своими движениями, что необходимо учитывать при подготовке уроков физической культуры. Рабочая программа составлена по авторской программе «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Лях, А. А. Зданевич. Поэтому третий час, отведенный для преподавания физической культуры, — это урок лечебной физической культуры.

Прежде всего, при работе с учащимися, имеющими ДЦП, важно их мотивировать на получение хорошего результата. Формирование интереса, мотивации возможно только при правильной организации занятий. Практика показала, что в работе очень помогает использование элементов игры. Необходимо создавать ситуации, при которых учащийся, имеющий ДЦП, может проявить инициативу в своих двигательных действиях — потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, принять участие в игре. Игр должно быть много, разнообразных и интересных, но всегда целенаправленных. Если игры очень сложные, то обучающийся отказывается работать, если они слишком легкие — ему становится неинтересно. Правила игры нужно корректировать под ту группу учащихся, которая в нее играет. Например, если водящим становится обучающийся, который не может ходить, а только ползает, правилами оговаривается, что все участники опускаются на колени, и таким образом водящий становится приближенным к остальным обучающимся.

В процессе занятий учащимся, имеющим ДЦП, свойственна высокая утомляемость, поэтому при такой серьезной физической и психической нагрузке необходимо чередовать активную работу и отдых. Важен своевременный переход к другой деятельности. До наступления утомления, пресыщения надо чуть-чуть «не доиграть», чтобы не погасить желания действовать.

Для получения результата занятия должны проводиться в ОО и дома постоянно и непрерывно. На уроках физической культуры с учащимися можно играть в следующие подвижные игры: игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания; игры с преодолением различных препятствий; спортивные игры по упрощенным правилам — волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис.

Упрощенные правила заключаются в том, что учащийся должен просто принять участие в игровом процессе, а не победить любой ценой. Команды не соперничают за владение мячом, а стараются помогать друг другу. Допустим, если игрок добежал до баскетбольного кольца с мячом, но не смог добросить его до кольца, то ему дается еще одна попытка броска. Поскольку ведение мяча до кольца — очень сложное двигательное действие для учащихся, имеющих ДЦП, темп игры и скорость передвижения намного медленнее, чем в обычной игре.

Точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела позволяют гимнастические упражнения. Они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Их учащиеся, имеющие ДЦП, выполняют и без предметов, и с различными предметами (гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, на мячах различного диаметра. Очень нравится им заниматься фитбол-гимнастикой на больших упругих мячах. В СОШ № 6 применяют фитболы разного размера в соответствии с ростом и возрастом обучающегося. Вибрация, возникающая при сидении на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

Родители детей, имеющих ДЦП, делают им массаж или водят их к специалистам, а также записывают своих детей в плавательный бассейн. Под чутким контролем родителей дети выполняют комплекс утренней гимнастики, разученный с учителем физической культуры. Также на каникулы каждому ученику класса индивидуально назначается комплекс силовых упражнений, упражнения на развитие гибкости и растяжки и др.

Любое занятие начинается с разминки, в которой можно использовать зарядку для глаз, разминку для языка, пальчиковую гимнастику, общеразвивающие упражнения. В основной части урока — изучение нового материала, повторение ранее изученного. На каждом занятии обязательно выполняются упражнения на гибкость и растяжку. Особое внимание необходимо уделять растяжке, которая усиливает кровообращение и скорость протекания обменных процессов. Движения становятся более раскованными, их диапазон увеличивается. Упражнения на растяжку достаточно сложны для выполнения. И поэтому учащиеся не очень любят их делать, следовательно, необходимо придумать и реализовать очередную игру. Например, катим мячик по прямой ноге от бедра до голеностопа, при этом оговаривая, что это паровозик едет к заболевшей бабушке и везет внучку. Есть еще вариант с колобком, где он катится по прямым ногам и прячется от волка за стопы. Ноги учащегося при этом вместе, колени прямые. Когда внимание учащихся переключено от личных ощущений на сказочного героя, то и упражнения выполняются намного эффективнее.

При работе с учащимися, имеющими ДЦП, желательно не скрывать своих эмоций. Когда педагог сопереживает, открыто, то учащиеся стараются и порадовать учителей, и насладиться своими успехами сами. Когда на уроке физической культуры учащийся, имеющий ДЦП, первый раз встает самостоятельно на ноги, очень трудно сохранять эмоционально нейтральное состояние. Чувствуя поддержку со стороны учителя, такой обучающийся на каждом уроке старается вставать на ноги без посторонней помощи. Потому что одна из главных целей учителя физической культуры — поставить на ноги учащихся, имеющих ДЦП, чтобы они могли самостоятельно ходить.

Приспособления для формирования навыка ходьбы у обучающихся с ДЦП:

  • щит, состоящий из двух частей: вертикальной стенки и горизонтальной площадки для опоры. Вертикальная стенка высотой не ниже роста обучающегося, изготовлена из деревянных брусьев по 3–4 см шириной, укрепленных друг от друга на расстоянии 2–3 см для удобства фиксации ног в области коленных суставов. Горизонтальная часть щита соединена с вертикальной подвижным креплением с целью возможности изменения угла опоры стоп, что используется для устранения тугоподвижности в голеностопных суставах. Щит крепится к гимнастической стенке с наклоном 45 . Не следует ставить его вертикально;
  • гимнастическая стенка;
  • стулья разной высоты (три и более);
  • гимнастическая палка;
  • мяч;
  • канат.

Общие методические указания: количество повторений от 50 до 100 раз в зависимости от степени тренированности обучающегося. Темп движений — средний. Учитель следит за правильностью выполнения движений.

Примеры упражнений

Примеры упражнений для формирования навыка ходьбы у учащихся, имеющих ДЦП: исходное положение (далее — и. п.) учащегося — лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль туловища. Учитель придерживает прямые ноги за голени и колени одной рукой, другой рукой держит руки учащегося. Ученик садится и ложится в и. п.;и. п. учащегося — лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят возле таза, пятки вместе, носки врозь. Учитель придерживает согнутые ноги учащегося одной рукой, другой держит его руки. Обучающийся садится и ложится в и. п.;и. п. учащегося — лежа на спине, ноги учащегося согнуты, стопы упираются в грудь учителя, который одной рукой придерживает голени, а другой держит руки обучающегося. Ученик садится и ложится в и. п.;и. п. учащегося — лежа на спине, бедра подтянуты к груди, обучающийся обхватывает колени руками. Учитель одной рукой придерживает ученика за голову, другой — за руки и делает покачивания вперед — назад, влево — вправо.

При наличии мышечного тонуса, прежде чем начать тренировку вертикальной установки тела, нужно использовать ряд упражнений, направленных на расслабление спастических мышц в горизонтальном и вертикальном положениях.

Примеры упражнений для формирования навыка стояния учащихся, имеющих ДЦП:

  • и. п. учащегося — лежа на спине, ноги вытянуты. Учитель захватывает ноги обучающегося в области нижней части голеней и ритмично сгибает и разгибает их в коленных и тазобедренных суставах, удерживая в приведенном состоянии. Движения сначала должны быть плавными, затем, по мере уменьшения мышечного тонуса, темп их ускоряется;
  • и. п. учащегося — лежа на животе, ноги вытянуты. Учитель сгибает ногу учащегося в коленном суставе до 90 и более. В этом положении он выводит стопу из подошвенного сгибания в тыльное положение. Другой рукой он прижимает таз к кушетке;
  • и. п. учащегося — лежа на спине, прямые руки вдоль туловища. Учитель сгибает предплечье в локтевом суставе до 90 градусов, производит тыльное разгибание кисти в запястье с одновременным удержанием пальцев в разогнутом положении. Затем поворачивает ладонь и плавно сгибает и разгибает руку в локтевом суставе.

Упражнения для улучшения движений нижних конечностей:

  • и. п. учащегося — лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вытянуты. Он выполняет диафрагмальное дыхание (при вдохе живот поднимается, при выдохе опускается);
  • и. п. учащегося — сидя на стуле, ноги согнуты. Обучающийся пытается развести колени, учитель пытается их удержать;
  • и. п. учащегося — лежит на животе, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90º. Учитель препятствует отведению голени в сторону за счет внутренней ротации бедра, оказывая давление рукой на наружную лодыжку;
  • и. п. учащегося — лежит на спине в удобной позе. Он выполняет вдох и задерживает дыхание на 20–30 с;и. п. учащегося — сидит на стуле, ноги согнуты в коленях, перед ним разбросаны карандаши. Ребенок пытается схватить пальцами ног карандаши и т. д.

Диагностика уровня развития физических качеств

Для того чтобы отследить, какие изменения происходят в процессе работы с учащимися с ОВЗ в школе, учитель физической культуры проводит тестирование по пяти физическим качествам (выносливость, гибкость, сила, скорость, координация). Тесты подобраны с учетом выполнения их обучающимися с ОВЗ:

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз). Тест позволяет оценить силовые возможности, силовую выносливость учащегося.
  2. Подъем в сед из положения лежа за 30 с (количество раз). Исходное положение — лежа на спине на мате, ноги согнуты в коленях под углом 90о, стопы фиксирует помощник, руки за головой, пальцы в замок. Фиксируется количество выполненных упражнений до положения сидя (туловище перпендикулярно полу). Если обучающийся не может самостоятельно подняться, ему предлагается держаться за руку партнера и тем самым помогать себе подниматься.
  3. Наклон вперед из положения сидя. Тест позволяет оценить гибкость, подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава. На полу обозначают разметку: центральную линию плечевой оси и перпендикулярную к ней линию, на которую наносят сантиметровые деления по обе стороны от центральной линии. Сидя на полу, ступнями ног (пятками) следует касаться центральной линии, ноги выпрямлены в коленях. Ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20–30 см. Выполняется три пружинящих наклона, результат фиксируется на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев, с удержанием согнутого положения в течение 3 с. Касание пальцами разметки до центровой линии (на которой размещены пятки) записывается в протокол со знаком «-» (недостаточная гибкость касания); касание на центральной линии — «0» (нормальная гибкость касания); результат за центровой линией записывается знаком «+» (повышенная гибкость касания).
  4. Метание теннисного мяча в цель проводится с расстояния 2–4 м в вертикальную мишень. Размеры мишени 1,5×1,5 м, в которой сделаны круглые отверстия диаметром 10 см, 15 см и 20 см. Обучающемуся предоставляется право выполнить три попытки. Засчитывается количество попаданий в отверстия мишени. Техника выполнения броска мяча допускается любая исходя из возможностей обучающегося («из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сверху», «прямой рукой сбоку»).
  5. Удержание прямых ног в положении лежа на спине, руки расположены сзади упор на предплечье. Необходимо удерживать прямые ноги на уровне 45 к полу (допускается небольшое сгибание ног в коленях). Учитывается время, которое проходит от поднятия ног учащимся в положение 45, до касания пола пятками.

Библиографический список

  1. Атаев З.М., Крупина Т.Н., Воронина С.Г., Богомолов В.В. Восстановительное лечение постгиподинамических состояний: Метод. реком. М., 1977. — 33 с.
  2. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. — М.: ФиС, 1990. — 208 с.
  3. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995. 400 с.