Гулак Е. Г. Соотношение справедливости и права применительно к нынешнему российскому обществу

Соотношение справедливости и права применительно к нынешнему

российскому обществу

The balance of justice and rights in relation to the current Russian society

 

Гулак Екатерина Геннадьевна

Gulak Ekaterina Gennadevna

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

                                                                                     eklyadova@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению соотношения категорий справедливости и права применительно к нынешнему российскому обществу. Делается заключение о не тождественности справедливости и права, к тому же, эти категории не охватываются друг другом целиком. И всё же это довольно взаимосвязанные и взаимозависимые явления.

Abstract. The article is devoted to the consideration of the relationship between the categories of justice and law in relation to the current Russian society.

It is concluded that justice and law are not identical and that these categories are not fully covered by each other. Yet these are rather interrelated and interdependent phenomena.

Ключевые слова: справедливость, право, соотношение, взаимосвязь, влияние.

Keywords: justice, law, correlation, interrelation, influence.

Справедливость и право – явления общественной действительности, феномены, созданные обществом. Их сущность и содержание должно циклично меняться в регулярно изменяющемся обществе и носить относительный характер.  В современном российском обществе на сегодняшний день очень злободневен извечный вопрос о соотношении справедливости и права.

Справедливость определённо многогранное явление, оно является объектом исследования большого количества наук, таких как: политология, экономика, право, философия и др.

Интересно понятие справедливости, данное Аристотелем: «Справедливость есть равное, но только для равных» (и наоборот: «Неравное, но лишь для неравных»)[1].

Сейчас же, понятие справедливости раскрывается намного шире: Справедливость —  это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства.[2]

И всё же, именно право, обладает большей значимостью в урегулировании социальных взаимоотношениях.

Знаменитый советский и российский правовед B.B. Лазарев дал следующее определение понятию права: «Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласования свободных воль в их взаимоотношениях друг с другом». [3]

Из перечисленных выше определений понятий справедливости и права, можно сделать вывод, что они тесно связаны между собой. Определённо объединены друг с другом этимологически, а также, право и справедливость осуществляют оценочную функцию.

Считаю нужным согласиться с заслуженным юристом Российской Федерации T.H. Радько, который говорил, что невозможно представить общество без права, а право — без его идеала — справедливости, к которому оно стремится. Данный идеал создает общество с определенным опережением права — общество всегда стремится вперед, его воззрения эволюционируют, вырабатываются новые критерии справедливости. Из этого следует, что судьба права — стремиться к этим критериям и отражать их в себе, хотя, бывают случаи, когда право закрепляет идеи справедливости ранее, чем они становятся всеобщим пониманием общества.[4]

Первоначально, справедливость обязана быть в праве. Если изначально в содержании норм будет отражаться качество справедливости, то суть справедливого законного урегулирования будет присутствовать в имеющейся юридической материи.

Главным правоприменителем является суд, и он, в свою очередь старается идти от справедливого результата к законному.  Поведение людей должно соответствовать закону, а справедлив он или нет, это не столь важно. Справедливость закона должно изначально предполагаться, хотя данные понятия не всегда тождественны. Отсюда вытекает, что, закон первоначально справедлив, то и его исполнение его есть проявление справедливости. Иными  словами, полученный результат должен соответствовать не «реальной» справедливости, а  правовым предписаниям. В современном российском обществе довольно прочно утвердилась формальная справедливость. Данный факт объясняется тем, что если бы суды выносили решения не на основании закона, а по справедливости, то это бы дало начало массовым нарушениям прав из-за субъективности справедливости.

Очень точно, в своей научной работе, Воробьёв В.С. даёт разъяснение о не тождественности понятий справедливость и право: «Справедливость юридической ответственности будет означать для правонарушителя наказание, соразмерное содеянному. Предназначение права — обеспечение торжества справедливости, а нравственность обеспечивает торжество совести».[5]

Получается что, право способно влиять лишь на те действия индивида, которые поддаются внешнему контролю, а нравственность обращена и к внутреннему миру человека.[6]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что теория права выделяет справедливости одну из самых важных ролей в становлении, развитии и осуществлении права. Эталоном права во все времена выступает справедливость. Тяга к справедливости не позволяет праву деградировать.

Библиографический список:

  1. Аристотель. Политика. III, V, 8 // Аристотель. Политика. Афинская полития. – М.: Мысль, 1997. – 343 с.;
  2. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. – 1072 с.;
  3. Общая теория права и государства: учебник под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. – 520 с.;
  4. Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 752 с.;
  5. Воробьев А.С. Соотношение справедливости и права: журнал «Актуальные проблемы российского права» №11(84) 2017. – 168 с.;
  6. Субботина И.Г. Нравственные начала уголовного процесса на стадии предварительного расследования. Иркутск: Изд-во ИГЭА. 2002. – 157с.