Гундаров И.С., Юдин Д.В. К вопросу о реализации конституционных прав граждан на свободу выражения мнения и свободу творчества

Материалы Всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» (2017 г.)

К вопросу о реализации конституционных прав граждан на свободу выражения мнения и свободу творчества

On the question of the constitutional rights citizens to freedom of expression and freedom of creativity

 

Гундаров Илья Сергеевич

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

ilia.gundarov@mail.ru

Юдин Дмитрий Викторович

студент ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

super.yudin@bk.ru

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения российского антиэкстремистского законодательства. Выявляются пробелы в законодательстве, и приводятся  пути решения существующих проблем.

Annotation. The article deals with the basic provisions of the Russian anti-extremism legislation. Identify gaps in the legislation, and provides solutions to existing problems.

Ключевые слова: право на свободу выражения мнения, право на свободу творчества, экстремизм, экстремистские материалы.

Keywords: the right to freedom of expression, freedom of creativity, extremism, extremist materials.

Актуальность проблемы реализации конституционного права граждан на свободу выражения собственного мнения и свободу творчества состоит в том, что на фоне постоянно возрастающего количества преступлений экстремистской направленности, борьбы с проявлениями экстремизма, очень часто различные мнения по важнейшим общественным вопросам, выражаемые в той или иной форме, равно как и результаты творческого труда, признаются экстремистскими и запрещаются к распространению на всей территории России от Калининграда до Владивостока.

Прежде чем перейти к рассмотрению темы статьи по существу, обратимся к Конституции РФ [1]. Статья 29, в частности, говорит:

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Наличие социально опасных общественных объединений, таких как религиозные секты, националистические и террористические организации, не позволяет обойтись без какого-либо ограничения этих прав.

Принятый в развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту – 114-ФЗ) определяет в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности РФ правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление [2].

Ратифицированный СССР в 1973 году Международный пакт о гражданских и политических правах в статье 18 говорит о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц [3].

114-ФЗ и связанные с ним нормы в целом ряде законов, начиная с Уголовного кодекса, образуют специфическое законодательство, которое мы будем называть антиэкстремистским. По сути своей – это отраслевое законодательство, которое призвано урегулировать отношения в определенной сфере. Только вот сфера эта не имеет внятного определения, поскольку основной, рамочный по факту, закон не содержит никакого концептуального определения экстремистской деятельности. В законе понятие «экстремизм» определяется как синоним такой деятельности [2].

Существенным недостатком положений 114-ФЗ является отсутствие определения «массовое распространение экстремистских материалов». Здравомыслящим людям очевидно, что применительно к публичному высказыванию общественная опасность пропорциональна широте распространения высказывания и прицельности этого распространения.

Резонансной, затрагивающей состояние общества и влияющей на его взгляды в силу его информационности, является такая часть антиэкстремистского законодательства, как пресечение распространения экстремистских материалов. В 114-ФЗ определение «экстремистские материалы» выглядит следующим образом: экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей НСДАП, ПНФ, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы [2].

В опубликованном в «Бюллетене судебной практики Омского областного суда» определении Омского областного суда [4], в котором суд счел, что данные дела являются делами об установлении юридических фактов, фактически заложен ответ о нетранспарентности, закрытости судебных актов по делам о признании информационных материалов экстремистскими.

Недоступность судебных актов для общественности вызывает к судам больше недоверия, но недоступность их для обжалования и непредоставление их заинтересованным лицам, полагающим, что судебное решение затрагивает их права, отнюдь не лишает заинтересованных лиц права на обращения в Европейский Суд [5].

Изучив вышеописанную проблему, мы полагаем, поскольку включение информационных материалов в Федеральный список экстремистских материалов [6] – это всегда осуждение автора и ограничение свободы распространения мнений, и в том числе права на ознакомление с мнениями, альтернативы у состязательного процесса с обязательным привлечением ответчика и всех заинтересованных лиц нет и не может быть.

Также уточнения обязательно требуют термины «массовое распространение экстремистских материалов», «социальная группа». Неопределенность положений 114-ФЗ позволяет произвольно их трактовать.

Правильному разрешению дел такой категории будет способствовать конкретизация критериев признания материалов экстремистскими до такой степени, чтобы любой гражданин, не обладая специальными знаниями в юриспруденции, лингвистике и других областях науки, мог установить, являются ли материалы, которые он создает, использует и распространяет, экстремистскими.

Тем не менее, даже при всех имеющихся недостатках, данный закон играет важную роль в становлении гражданского общества и правового государства в такой сложной, многонациональной и многоконфессиональной стране как Россия. Поэтому, мы все же полагаем, что наличие данного закона необходимо для содействия мирному сосуществованию более чем полутора сотен народов России, соединенных общей судьбой на своей земле; для сохранения и преумножения культурного наследия Отечества; обеспечения благополучного будущего для грядущих поколений россиян.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. «О противодействии экстремистской деятельности»: федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966: ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973, № 4812-VIII. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
  4. Бюллетень судебной практики Омского областного суда № 1 (42) 2010 // Сайт Омского областного суда [Электронный ресурс]. URL: http://oblsud.oms.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=71.
  5. Осторожно, экстремизм! Анализ законодательства о противодействии экстремистской деятельности и практики его применения / авт. А. М. Верховский, М.А. Ледовских, А. Р. Султанов, под ред. Ледовских М. А. – Воронеж: ООО фирма «Элист», 2013. – 122 с.
  6. Федеральный список экстремистских материалов // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials? field_ extremist_ content_value= 0&page =18.