Хамитова М. В. Формирование профессиональных компетенций через профессиональную направленность содержания общеобразовательных дисциплин в рамках практико-ориентированного подхода

Формирование профессиональных компетенций через профессиональную направленность содержания общеобразовательных дисциплин в рамках практико-ориентированного подхода

The formation of professional competencies through professional orientation of content of  general education’s subjects within practice-oriented approach

Хамитова Марина Викторовна

Khamitova Marina Viktorovna,

преподаватель ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

khamitova63@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об актуальности профессиональной направленности содержания общеобразовательных дисциплин, на примере дисциплины физика, в рамках практико-ориентированного подхода. Предлагаются направления реализации профильного подхода к содержанию, способствующие формированию профессиональных компетенции обучающихся.

Annotation. The article discusses the question about relevance of professional competencies through professional orientation of content of  general education’s subjects within practice-oriented approach, on example Physics like an educational subject. The directions of realization of profile approach to contents promoting formation of professional students of competence are offered.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональные компетенции, общепредметное содержание, профессиональная направленность, интегрированный курс.

Keywords: a practice-oriented approach, professional competencies, all-subject contents, a professional orientation, an integrated course.

В России исходной точкой модернизации образования и переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года. Модернизация образования предполагала повышение качества профессиональной подготовки обучающихся, чтобы из стен учебного заведения выходили конкурентоспособные на рынке труда рабочие (специалисты). Несмотря на  внедрение и реализацию основных направлений модернизации образования, в настоящее время в России усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных рынков услуг квалифицированными кадрами. Это обусловлено следующими факторами:

1.несоответствие потребностей рынка труда в специалистах определенной квалификации их фактическому выпуску;

2.неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения фундаментальных основ.

Для решения возникших проблем в стране сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Основной задачей реформы профессионального образования является создание возможностей для обучения в соответствии с принципами практико-ориентированности с целью получения специалистов с определенным набором компетенций, позволяющим максимально эффективно применять их на практике. [1]

В качестве одного из методологических решений поставленной задачи по реализации практико-ориентированного подхода доктор педагогических наук А.В. Хуторской предложил включить в структуру образования общепредметное содержание [2]. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешным в информационном, техногенном обществе.

Практика показывает, что обучающиеся профессиональных учебных заведений не всегда умеют использовать базовые фундаментальные знания для пояснения и научного обоснования устройства и принципа действия машин и механизмов, технологического оборудования и технологических процессов. В результате чего можно сделать вывод, что знания носят формальный характер, а трудовые действия и операции недостаточно осознаны [3].

Одним из путей устранения отмеченных недостатков является реализация принципа профессиональной направленности преподавания. Использование данного принципа при изучении дисциплины физика позволяет обеспечить интеграцию фундаментальности и прикладной направленности научных основ [4]. Как следует из практики, профилирование курса целесообразнее проводить параллельно в двух направлениях:

1.на уровне содержания;

2.на уровне форм организации процесса обучения.

Профилирование содержания курса физики можно осуществлять по отраслевому и материаловедческому принципам, создавая или профилированный автономный курс предмета, либо интегративные курсы с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями, используя тематический, блочно-модульный или  комплексный способы профилирования. В системе профессионального образования наиболее целесообразным считается использование в учебном процессе интегрированных курсов физики, программы которых разработаны для родственных профессий с учетом создания условий для формирования профессиональных компетенций [5]. Принцип интеграции содержания дисциплины физика при подготовке специалистов укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» по профессии 23.01.03 «Автомеханик» и специальностей «23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» может быть реализован:

  1. при изучении явлений и законов на основе процессуального компонента физики на практических и лабораторных занятиях. В таблице 1 приводится пример интегративного содержания процессуального компонента физики, который показывает прикладной характер физических процессов в технологии обслуживания и ремонта автомобилей, диагностики агрегатов и систем автотранспортных средств;

Таблица 1

Процессуальный компонент физики

Наблюдение и описание объяснение Измерение физических величин Проведение опытов и исследований по выявлению зависимостей Практическое применение физических знаний Объяснение устройства и принципа действия физических приборов
различных видов механического движения времени пути от времени выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости весы
взаимодействия тел расстояния силы упругости от удлинения пружины использования простых механизмов (амортизаторы, шины и т.д.) в профессиональной деятельности динамометра

  1. при решении задач прикладного содержания для создания условий по формированию общих и профессиональных компетенций;
  2. при согласовании наименований физических величин, используемых в технологии технического обслуживания и приведении их к единицам СИ;

4.при разработке заданий в рамках организации внеурочной работы по дисциплине.

Так, привлекая учебный материал темы «Классификация и основные свойства проводниковых материалов», изучаемый в одном из разделов дисциплины «Материаловедение», при рассмотрении физических свойств твердых тел, следует обратить внимание обучающихся на изменение линейных размеров металлов в разное время года и возможности технической компенсации этого явления. При  изучении темы «Строение материалов» целесообразно использовать материал по теме «Виды деформации». О влажности воздуха подробно необходимо говорить при рассмотрении тем, связанных с организацией транспортировки грузов и перевозки пассажиров, обращая внимание на влияние повышенной влажности воздуха на свойства материалов.  В разделе «Постоянный ток» дисциплины физика следует уделить внимание устройству и принципу действия источников постоянного тока, используемых в автомобилях, а также измерительным приборам для контроля заряда источников питания. При изучении раздела «Электрический ток в различных средах» дополнительно рассмотреть различные виды перспективных проводниковых и изоляционных материалов, используемых в электрооборудовании автомобиля, применение газовых самостоятельных разрядов в системе зажигания автомобиля. Использование закона электромагнитной индукции в автомобильном генераторе и катушке зажигания целесообразно рассмотреть в разделе «Индукционное электрическое поле». В разделе «Термодинамика» и «Молекулярно-кинетическая теория» особое внимание уделить тепловым процессам в двигателях внутреннего сгорания и системе охлаждения двигателя.

Изменяя и профилируя содержание физического образования, интегрируя его в содержание дисциплин общепрофессионального цикла и профессиональные модули возможно смоделировать учебную ситуацию и создать условия  для формирования профессиональных компетенций в рамках практико-ориентированного подхода. Таким образом, создается возможность для обучения с целью получения специалистов с определенным набором компетенций, позволяющим максимально эффективно применять их на практике.

Библирафический список:

  1. Государственная программа «Развитие образования» // http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
  2. Хуторской А. В. Доклад «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов». — М., 2002.
  3. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – М.: ТЕЗАРУС, 2001. – №22. – С.44-45.
  4. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.– С.18-30.
  5. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в ср. спец. уч. заведениях: учебное пособие для преп. учреждений ср. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001. – 272.