Хромовских С. В. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

The use of project technologies in the formation of General and professional competencies of students

 

Хромовских Светлана Владимировна

Khromovskikh Svetlana Vladimirovna

ГБПОУ ИО БТТТ, г. Братск

SVETA071174@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. На основе приведенного анализа сделан вывод, что внедрение технологии профессионального проектирования в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественному уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества образования, повышению профессионального мастерства педагога.

Annotation. The article discusses the effectiveness of the use of project technologies in the formation of General and professional competencies of students. On the basis of the analysis it is concluded that the introduction of technology of professional design in the educational process allows for the transition to a qualitative level of pedagogical activity, significantly increasing its didactic, information, methodological and technological capabilities, which generally contributes to improving the quality of education, improve the professional skills of the teacher.

Ключевые слова: WorldSkills, проект, исследование.

Key words: WorldSkills, project, research.

В настоящее время проектная и исследовательская деятельность обучающихся — это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений его модернизации. Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях стало основой изменения результата профессионального образования. Обучение мастерству — процесс постепенный. Личностно-ориентированная модель подготовки специалиста, предложенная в стандартах третьего поколения, предполагает перенос акцента с содержания образования (что преподают) на результат (какими компетенциями овладеет обучающийся).

Для профессионального образования важнейшим аспектом является участие обучающихся в практико-ориентированной деятельности, чему способствует ежегодное проведение конкурсов, в рамках движения WorldSkills, благодаря которому метод проектов прочно вошел в образование. Чемпионат WorldSkills проводится теперь ежегодно, и задействуется в нем все больше студенческой молодежи.

Современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

Также важным этапом, от которого зависит результат, является постановка цели проектирования. Цель должна быть «конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат, соотносима с конкретным сроком».

В учреждении имеется 3 учебно-производственные мастерские (далее УПМ): УПМ №1 – кондитерский цех (по изготовлению собственной продукции кондитерских и хлебобулочных изделий), УПМ №3 – магазин «Мечта» (реализация продовольственных товаров и собственной продукции), УПМ №4 – кафе «Легенда» (по изготовлению продукции и оказанию услуг наделению города), которые необходимы для качественного и эффективного обслуживания покупателей.

Для специалистов сферы обслуживания характерны такие качества, как внимательность, точность, аккуратность, ответственность, четкость и коммуникабельность. Все эти качества формируются у обучающихся в процессе работы в учебно-производственных мастерских. С этой целью применяются инновационные формы проведения уроков учебной практики с применением современных технологий.

В учреждении отдается предпочтение технологии метода проекта, который формирует у будущего специалиста общие компетенции

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. [1]

Общие компетенции легко формируются и развиваются при правильном использовании информационно-коммуникационных, проектных технологий в различных дисциплинах и модулях профессионального образования.

Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда.

Профессиональный проект – это наиболее эффективная форма демонстрации своих способностей, внедрение передовых приемов и методов труда, инновационных технологий, повышение уровня профессиональной подготовки, мотивация к выбранной профессии, а так же подготовка компетентного выпускника. [2]

Раскрытие потенциала обучающихся через проявление их исследовательских и творческих способностей с помощью метода проектов видно из проводимых профессиональных проектов: Все на выборы, День студента, Широкая масленица, Новогодние чудеса, Праздник кулича, День профтехобразования и другие.

В качестве примера акцентируем внимание на профессиональном проекте «Все на выборы».

Данный проект дает положительные результаты: участники на практике осмысливают значимость своего выбора профессии, оценивают свои возможности, степень сформированности общих и профессиональных компетенций в данной профессии, проводит её апробацию.

Аудитория: избиратели правобережного административного округа муниципального образования города Братска, работники и обучающиеся учреждения.

Цель: формирование общих и профессиональных компетенций через активные продажи товаров и творческую активность обучающихся.

Задачи:

— повышение мотивации обучающихся, чувство ответственности за порученное дело;

— развитие творческих способностей и выявление уровня сформированности профессиональных компетенций;

— повышение качества профессиональной подготовки обучающихся;

— развитие внебюджетной деятельности учреждения.

Форма реализации: профессиональный проект реализуется в форме выставки-продажи кондитерских и кулинарных изделий, оформление выставочного стола с элементами украшения, проведения мастер классов по карвингу на муниципальных выборах в городе Братске Иркутской области.

Продажа кондитерских, хлебобулочных и кулинарных изделий населению Правобережного административного округа муниципального образования города Братска, членам участковых избирательных комиссий № 332, № 333, наблюдателям за ходом голосования и работникам учреждения.

Участники профессионального проекта получили сертификаты участия, которые накапливаются в портфолио каждого обучающегося и являются обязательным требованием при реализации ФГОС СПО, что и позволяет улучшить качество профессиональной подготовки к сдаче выпускной квалификационной работы. Успешно сданные работы позволяют нашим выпускникам быстро адаптироваться на предприятиях торговли и общественного питания города.

Отслеживание процесса стимулирует участника к проектной деятельности, размышлением, анализу, самостоятельной оценке своей работы через профессиональные проекты, что обеспечивает продвижение обучающихся по компетентностной образовательной траектории и способствует формированию конкурентного выпускника. Это является важным этапом и для обучающихся, и для педагогов. [3]

Таким образом, внедрение технологии профессионального проектирования в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественному уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества образования, повышению профессионального мастерства педагога.

Библиографический список:

  1. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  2. Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст]/ Н. П. Шуберт// Среднее профессиональное образование.- 2009.- № 11.- С.78–80.
  3. http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/Полат Е.С.-Метод проектов (дата обращения: 12.10.2018 г.)