Художественное слово на учебных занятиях по биологии как фактор формирования экологического воспитания

0 руб.

Художественное слово на учебных занятиях по биологии как фактор

формирования экологического воспитания

Artistic word in biology classes as a factor in the formation

of environmental education

 

Северина Светлана Владимировна

преподаватель ГБПОУ ИО ИТТриС, г. Иркутск

ittris@yandеx.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания и образования, а также вопросы формирования экологической культуры на учебных занятиях по биологии средствами художественного слова. Автор убежден в том, что на учебных занятиях по биологии необходимо формировать экологическую культуру человека через использование художественного слова.

Annotation. The article discusses the issues of environmental education and upbringing, as well as how the formation of environmental culture in biology lessons can help poetry. The author is convinced that it is necessary to form human ecological culture in educational lessons of biology through the using of artistic words.

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, экология, формы экологической работы.

Keywords: Ecological thinking, ecological education, ecological upbringing, environmental culture, ecology, forms of environmental works.

Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Многое зависит от субъективного человеческого фактора, от идейно-нравственной убеждённости и готовности людей конкретно и правильно решать экологические проблемы.

Формировать такую убеждённость и готовность реализовать её в жизни необходимо уже с юных лет в семье, плавно переходить в дошкольное образование в игровых комнатах, далее в период обучения в школе, и, наконец, продолжать это делать в учреждениях среднего профессионального образования.

Главной задачей экологического образования является обеспечение обучающихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Экологическое мышление необходимо формировать у каждого человека начиная с детских лет. Объединение экологического компонента с биологией и другими предметами значительно расширяет естественнонаучные знания. Обучающиеся должны осознать значение экологических закономерностей для практической деятельности, для рационального использования богатств живой природы.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Современное содержание термина «экология» предельно широко, оно выводится за рамки биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому человеку, к природе.

На учебных занятиях биологии у обучающихся формируются убеждения в том, что природа – это целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать обучающимся наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и формирования биологических систем всех уровней.

Формы экологической работы могут быть различными:

  • исследовательские (составление экологического паспорта кабинета, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
  • конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);
  • игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.);
  • познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
  • продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение рекреаций и др.).

В то же время, по-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в техникуме остается урок. На учебных занятиях необходимо добавлять элементы экологических знаний, и часть времени отводить на решение биологических задач с экологическим содержанием. Приведем примеры некоторых задач, развивающих понятия о среде и ее факторах (рассматривается влияние среды и ее факторов на живые организмы), об экологии отдельных организмов (рассматриваются видовые и групповые экологические особенности, приспособительные реакции организмов), используемых на учебных занятиях.

Задача 1. Почему бабочки березовой пяденицы, имевшие в большинстве своем белые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску? Объясните, почему это произошло?

Ответ: это результат промышленного меланизма, вызвавшего загрязнение среды в связи с широким использованием каменного угля. Продукт его неполного сгорания – сажа, оседала на стволах березы, где обитают пяденицы (влияние абиотического экологического фактора).

Задача 2. Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же?

Ответ: Для стеклянного сома яркий солнечный свет становится средством защиты, благодаря прозрачности его тела.

Меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, мы способствуем формированию экологического сознания обучающихся. [1]

В формировании экологической культуры на учебных занятиях по биологии могут помочь поэтические произведения. Чтение стихотворений является дидактическим приемом. Оно вплетается в его «паутину» и выполняет развивающую и воспитательную функции, стимулирует познавательный интерес, помогает увидеть волнующие проблемы как глобального, так и личностного характера.

К числу тем, где также используются литературные произведения, можно отнести и темы из общей биологии. Так, к теме «Биосфера и человек», был выбран девиз «Природа, Родина, мы». Этот девиз – ключ к пониманию ребятами содержания учебного занятия. Проводя урок, на котором рассматривали взаимосвязи природы и общества, проблемы охраны природной среды в теме «Биосфера и человек», взяты строки из стихотворения Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Изучение темы «Саморегуляция в биогеценозе» имеет смысл начать с поэтических строк Юлии Друниной:

Кто видел енисейские дали, тот о них не забудет нигде,

А деревья вокруг умирали по пояс в воде.

Почернела листва, облетела, запах тлена и мёртвый плеск,

Кто-то трезвый, могучий, смелый порешил затопить здесь лес,

И боролись за жизнь великаны, хотя была неизбежна смерть,

Было страшно и больно, и страшно на агонию эту смотреть.

Было больно, но всё-таки взгляда я от них не могла отвести,

Мне твердили: Так нужно, так надо, жаль, но нету другого пути…

Эти стихи можно применить для создания проблемной ситуации в начале учебного занятия.

Воспитание гуманного отношения к природе предполагает развитие способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умения бережно к ней относится. Из стихотворений обучающиеся могут получить информацию об источниках загрязнения, проблемах взаимоотношений человека с окружающей средой, о правилах поведения в природе. Поэзия заставляет их задуматься над решением глобальных экологических проблем. [2]

Четкие, лаконичные зарисовки явлений природы заостряют впечатления, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Стихотворение может стать целевой установкой и мобилизовать группу на восприятие и усвоение нового материала и при проверке знаний обучающихся на этапе контроля домашнего задания.

Список источников:

  1. Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии: Кн. для учителя / Сост. Л.В.Реброва, Е.В.Прохорова. – М.: Просвещение, 1997. – 159 с.

Элементы экологической педагогики/В.А. Ситаров, В. В. Пусто войтов и др.-М.:А 2014г.