Игнатьева И. В., Мельник Д. А. Реализация конституционных положений по защите прав и свобод человека и гражданина

Реализация конституционных положений по защите прав и свобод человека и гражданина

Implementation of the constitutional provisions on the protection of human rights and freedoms and the citizen

 

Игнатьева Ирина Валентиновна

Ignatyeva Irina Valentinovna

к.э.н.,  доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

irina.090@mail.ru

Мельник Дарья Александровна

Melnyk Darya Alexandrovna

студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

dar.melnik2013@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается важность реализация конституционных положений по защите прав и свобод человека и гражданина, проводится сравнение положения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и в ряде других государств, а также оценивается защита прав и свобод человека и гражданина в международном праве.

Abstract. This article examines the importance of implementing constitutional provisions for the protection of human and civil rights and freedoms, compares the provisions of constitutional rights and freedoms of a person and citizen in the Russian Federation and in a number of other states, as well as assesses the protection of human and citizen rights and freedoms in international law.

Ключевые слова: конституция, защита прав и свобод человека и гражданина, нормативно-правовые акты, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституция Германии, Конституция Аргентины.

Keywords: the Constitution, the protection of human and civil rights and freedoms, regulations, the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, the Constitution of Germany, the Constitution of Argentina.

 

Эксперты и Президент РФ В.В. Путин отмечают, что вторая глава Конституции Российской Федерации, посвящённая правам и свободам человека и гражданина, является наиболее удачной и наиболее лучшей не то, что в России, но и во всём мире. Однако, не смотря на это, главной задачей нашего государства остаётся выполнение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Но что мы понимаем под практической реализацией прав и свобод? Надо уточнить, что это распространение таких ценностей, как признание человека, его прав и свобод высшим достоинством, соблюдение закона, свобода, равенство и справедливость, проведение власти путём демократии (свобода выбора) в правовом государстве, каковым является Россия на современном этапе развития государственности.

Положения Конституции Российской Федерации, которые закрепляют основные права и свободы, находят своё практическое отражение через определённые правоотношения, то есть приобретают материальную форму. Поэтому и сам процесс реализации прав, свобод и обязанностей происходит через правоотношения. Субъектом правоотношений будет выступать человек, обладающий права и свободами, следовательно, правоотношения будут носить индивидуальный характер, будут связаны с определённой личностью или личностями.

Как уже говорилось ранее, одним из гарантов реализации является сама Конституция. В статье 2 закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью в Российской Федерации. А статья 45 гласит о государственной защите этих прав и свобод. Как мы видим, Конституция определяет механизм защиты прав человека, но не закрепляет механизмов их реализации [1].

Одной из главных проблем, касающейся реализации прав и свобод, является то, что в нашем государстве законодательством не признаётся равенство прав государства и прав человека. Как показывает практика, в России остаётся приоритетным взгляд на человека как на объект управленческого воздействия. Поэтому, безусловно, существует вероятность того, что государство может убрать попытки юридической и социальной практики, осуществляемые в пользу прав и свобод человека.

Права и свободы граждан, их соблюдение, гарантии нуждаются в государственной регистрации нормативных актов. Для решения проблемы реализации конституционных положений были предприняты определённые меры. Именно эта регистрация помогает поддерживать равновесие среди элементов правовой системы. Например, Постановление Правительства от 13 августа 1997 г. № 1009 возложило на Министерство Юстиции регистрацию по регулированию прав и законных интересов граждан [2].

Как показывает практика, зачастую первичную регистрацию нормативные акты не проходят на предмет соответствия законодательству РФ. Такие акты отклоняются и отправляются на доработку. Поэтому уже на начальных этапах, когда только зарождаются акты, предназначенные для регулирования прав и свобод граждан, они проходят тщательную проверку [3]. Такие проверки, заблаговременно устраняющие подобные акты, в дальнейшем предотвращают нарушение прав и свобод граждан. Сюда можно отнести, в том числе коллизии, нелогичность положений нормативного акта.

Ещё одной из основных проблем является многочисленные попытки совершенствования надзорного производства. Примеров на эту тему много, один из таких – Федеральный закон «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Он гласит нам о действенных методах защиты прав и свобод граждан, которые были нарушены. Это очевидно правильный способ, так как согласно статье 46 части 3 Конституции РФ каждый гражданин имеет право обращаться за защитой в межгосударственные органы.

Чтобы наиболее полно погрузиться в обсуждаемый вопрос о реализации прав и свобод граждан, нужно расширить границы изучения данной темы и обратиться к конституциям зарубежных стран, международным актам, которые непосредственно касаются прав и свобод человека и гражданина.

Очень ярким примером может послужить основной закон Германии, принятый в 1949 году. Самой приметной отличительной чертой является то, что данная конституция была создана для монархического государства и не носила цели отразить взаимоотношений граждан и государства.

Действие конституции Германии широко распространяется на «горизонтальные», или же частные, отношения, складывающиеся между гражданами [4]. В соответствии с конституционными правами граждан ФРГ, они обязаны создавать те условия, при которых будет осуществляться прямое действие данного типа обязательств граждан друг на друга. В России тема действия конституционных прав по «горизонтали» не освещена в достаточной мере.

Но, несмотря на незначительные отличия конституции России и Германии,  имеются между ними существенное сходство. Оно заключается в том, что законы и иные нормативные акты формируются при учёте важности и значимости конституционных прав и свобод граждан. Абсолютно все уровни государственной власти обязаны следовать этому принципу при создании правового государства. То есть главный принцип конституции – человек всеми способами защищает свои права и свободы, а власть должна действовать лишь в рамках правового государства.

В России правовая система ограничена. Конституция является высшим и основным законом страны. Именно она оказывает прямое руководство всеми отраслями права. Граждане в свою очередь должны соблюдать установленные законы. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации существует альтернатива развития правовых отношений [3].

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод тоже может являться примером действия прав и свобод человека и гражданина на правоотношения. Данная Конвенция будет являться следующей ступенью после конституционного права [5].

Целью Европейской Конвенции является защита основных прав и свобод человека, а также разрешение напряжённых ситуаций, касающихся прав человека. Сам Европейский суд высказал свою позицию о том, что основной принцип защиты прав и свобод человека, заложенный в Конвенции, служит вспомогательным на фоне тех механизмов защиты, которые государство предоставляет своим гражданам в каждой стране в отдельности.

РФ является демократическим государством, в котором права и свободы гарантируются и защищаются. Европейский суд реализует эту защиту своими судебными решениями. Но есть и исключения, например, Конституция Испания, в которой права и свободам граждан посвящена четвёртая глава.

Интересно и то, что нередко права и свободы закрепляются в Конституциях отдельных страх в наиболее общем виде, они не являются детализированными. По той причине их достаточно сложно назвать непосредственно действующими. Но всегда есть исключения. В данном случае примером может послужить Конституция Аргентины, в статье 43 которой подробно расписаны гарантии правосудия [6].

Итак, анализ международного опыта реализации конституционных положений по защите прав и свобод человека и гражданина показал, что в конституциях большинства стран мира закреплены такие коллективные права и свободы граждан, как трудовые права, права национальных меньшинств, права детей и женщин и т.п. Данными правами в основном нельзя пользоваться одному человеку. Например, реализуя своё право на пикетирование, один человек лишь нарушит общественный порядок. С другой стороны эти права можно называть индивидуальными.

Путём качественной и благополучной реализации, гарантии и защиты прав и свобод граждан государство создаёт себе прочный фундамент для построения правового общества. Конституция, в свою очередь, не просто защищает права и свободы человека и гражданина, но и создаёт определённые общественные ценности, выражение принципов общества, которые не могут быть ограничены только лишь взаимоотношениями между гражданином и государством.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. – М: Эксмо 2018. – 64 с.
  2. Постановление правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (с изменениями на 31 июля 2017 года) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Алабушева В.А. Основные проблемы реализации социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // [Электронный ресурс]: – URL: https://clck.ru/DLAjU (дата обращения 09.05.2018).
  4. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. Е. А. Сидоровой. Под ред. и с вступ. ст. Н. А. Сидорова. М., 1981. – С. 112.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.
  6. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 528 с.