Имамгулиева Е. П., Дьяконова Н. А. Развитие ручной умелости в изобразительной деятельности детей среднего возраста

Развитие ручной умелости в изобразительной деятельности детей среднего возраста

Development of manual skill in the visual activity of middle-aged children

Имамгулиева Елена Петровна

Imamgulieva Elena

Воспитатель МБДОУ №158, г. Иркутск

Дьяконова Наталия Афанасовна

Dyakonova Natalia

Воспитатель МБДОУ №158, г. Иркутск

mdou158irkutsk@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена  изучению теоретических основ развития ручной умелости детей среднего возраста посредством изобразительной деятельности, а также методике использования разнообразных средств изобразительного искусства, помогающих развивать ручную умелость, расширять кругозор, творческое воображение и мышление.

Abstract. The article is devoted to the study of the theoretical foundations for the development of manual skill of middle-aged children through visual activity, as well as the methods of using a variety of means of visual arts that help develop manual skill, expand horizons, creative imagination and thinking.

Ключевые слова: ручная умелость, мелкая моторика, изобразительная деятельность, средний дошкольный возраст.

Key words: manual skill, fine motor skills, visual activity, average preschool age.

Родители и педагоги дошкольных образовательных учреждений задумываются о том, каким образом обеспечить ребенку дошкольного возраста полноценное развитие, поскольку дошкольный возраст – это важный и ответственный период человеческой жизни, время формирования личности. В качестве одного из показателей интеллектуального развития ребенка исследователи называют сформированность двигательной активности руки, ведь именно человеческие руки представляют собой инструмент, посредством которого можно оказать влияние на общее развитие ребенка.

В среднем дошкольном возрасте происходит активное освоение окружающего мира. Именно к этому возрасту значительно возрастают возможности преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период является чрезвычайно благоприятным и для развития ручной умелости ребенка.

Многие отечественные и зарубежные исследователи изобразительных способностей наряду с другими компонентами выделяют моторную способность, которую называют по-разному (ручная умелость, графической способностью, сенсорной способностью и т. д.). Вместе с тем эта сторона деятельности долгое время оставалась неизученной и в отечественной и в зарубежной педагогике художественного воспитания.

Ручная умелость – это развитые операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать и т.д.), т.е. способность выполнять руками определённые движения по самообслуживанию, трудовые и бытовые действия, использовать умения и навыки по ручному труду, письму, изодеятельности и т.д.

Отметим, что в настоящее время у большей части детей, прибывающих в дошкольное образовательной учреждение, отмечается недостаточной развитие ручной умелости. Это проявляется в неспособности проводить прямые и четкие линии при начертании печатных букв, срисовывании образцов геометрических фигур, в недостаточном умении вырезать по контуру фигуры из бумаги и др. [2]

Причин, которые ведут к недоразвитию ручной умелости, много, однако среди них можно выделить основные, максимально распространенные, отражающие общие условия воспитания и развития современных дошкольников. Помимо ослабленного здоровья и снижения показателя общего физического развития детей, отставание в развитии моторики можно объяснить и некоторыми социальными факторами. Достаточно часто у детей отсутствует опыт рисования, выполнения графических заданий, далека от совершенства координация движений руки, низкий уровень пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, зрительной памяти.

Можно выделить следующие особенности ручной умелости детей среднего дошкольного возраста:

  • постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает ручную умелость дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивой ручной умелости, то есть накопления информации об окружающем мире;
  • постепенное расширение и углубление, упорядочивание и систематизация представлений о мире;
  • развитиесамостоятельности в познании интересного, развитие процесса общения, самосознания. Благодаря произвольному подражанию и растущей способности к научению (умению применять полученные знания) активность дошкольника все чаще принимает форму различных видов деятельности. В дошкольном возрасте процесс заинтересованности и результативности ребенка в деятельности ярко выражены, особенно в продуктивной деятельности. Дошкольникам присущи навыки в собственной практической деятельности. [4]

Занятия по изобразительной деятельности занимают в детском саду особое место. Им свойственны специфические задачи, определяющие содержание и программный материал. Основной задачей обучения изобразительной деятельности является оказание помощи детям в познании окружающей действительности, развитии наблюдательность, воспитании чувства прекрасного, формировании креативных способностей. Помимо этого, занятия по изобразительной деятельности оказывают огромное влияние на развитие ручной умелости.

Рисование, как один из видов изобразительной деятельности, является наиболее любимым занятием дошкольников, которое дает большой простор для проявления творческой активности. Как правило, для рисования в дошкольных образовательных учреждениях используются цветные карандаши, гуашевые и акварельные краски. Знакомство с этими материалами и работа с ними, бесспорно, способствуют развитию гибкости руки.

Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Детям доступно овладение приемами работы с такими мягкими пластическими материалами как пластилин, глина и тесто. Эти материалы легко поддаются воздействию руки. Объемность изображаемой формы и пластичность материала дают дошкольнику возможность овладеть рядом технических приемов в лепке быстрее, чем в рисовании. При лепке ребенок разминает материал, растирает на плоскости, отщипывает от него кусочки. Эти действия оказывают непосредственное влияние на развитие ручной умелости. Лепка формирует мелкие мышцы рук, в результате чего интенсивно развивается речь, память, внимание и мышление. Именно занятия лепкой предоставляют уникальные возможности для развития психических свойств личности ребенка. Ребенок, который начинает лепить в раннем возрасте, значительно опережает сверстников в освоении различных навыков, поскольку лепка способствует пробуждению его двигательных и творческих задатков.

Еще одним видом изобразительной деятельности является аппликация, занимаясь которой, дети, вырезая и наклеивая силуэты и части  различных предметов, знакомятся с простыми и сложными формами. Для создания силуэтных изображений необходима большая работа руки, воображения и мысли. Выполнение аппликативных изображений оказывает влияние на развитие координации движений и мускулатуры рук. В процессе изготовления аппликаций дошкольник приобретает навык владения ножницами при вырезании формы, учится поворачивать лист бумаги и раскладывать формы на листе на одинаковом расстоянии друг от друга. Также при выполнении аппликации работа глаз и рук у детей становится более согласованной, совершенствуется гибкость, координация движений, точность в выполнении действий. Все это имеет чрезвычайно важной значение для дальнейшего обучения в школе. [1]

При занятиях таким видом изобразительной деятельности как конструирование ребенок развивает мускулатуру рук. Процесс конструирования также формируют у детей качества, дающие возможность более успешного обучения в школе, поскольку у дошкольников развивается память, мышление, воображение и активная ручная умелость. Систематическое и целенаправленное обучение детей конструированию приводит к физическому совершенствованию. Постоянные упражнения формируют быстроту, ловкость и гибкость движений рук.

С целью выяснения качеств движений, которые следует формировать у дошкольников, целесообразно проанализировать следующие свойства движений:

  • скорость, т.е. быстроту прохождения определенных траекторий;
  • силу;
  • темп, т.е. количество движений за определённый промежуток времени, который зависит как от скорости, так и от интервалов между движениями;
  • ритм (пространственный, временной, силовой);
  • координированность;
  • меткость и точность;
  • ловкость и пластичность. [2]

Стоит отметить, что современные психологи и педагоги дошкольных образовательных учреждений выступают против традиционных методов обучения, которые вынуждают детей действовать в рамках образцов, схем, представлений, не пробуждающих фантазию, а подавляющих развитие личности. Исследователи полагают, что именно новые подходы раскрепощают дошкольника. Ребенок не испытывает страха, что у него что-либо не получится. Стоит добавить немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в дерево, медвежонка или морское чудище. Ребенку значительно легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, при этом свободно координируя движения руки.

Все проанализированные виды изобразительной деятельности имеют между собой тесную связь, которая осуществляется через содержание работ и посредством последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и конструированием неоспоримо влияют на развитие ручной умелости детей, особенно мускулатуры пальцев и кисти. С помощью изобразительной деятельности можно решать все задачи по активизации ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста.

Считаем целесообразным отметить следующее. Несмотря на то, что -многие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию ручной умелости, среди них есть и такие, которые отвечают этой задаче наиболее полно. Максимально развитию ручной умелости детей способствуют занятия, когда изображение создаются не по частям, как в младшем возрасте, а, например, из целого куска в лепке или одной линией контура в аппликации и рисовании. Примерами таких занятий в аппликации может быть вырезание симметричных предметов из сложенной вдвое бумаги, в лепке – создание птиц по мотивам дымковских игрушек, фигур животных или человека в движении. Если говорить о рисования, то чрезвычайно эффективными являются рисование простым карандашом комнатных растений с натуры ребенку или декоративное рисование по мотивам русских народных росписей и вышивок. Интересны и полезны для развития ручной умелости детей среднего дошкольного возраста и недавно появившиеся так называемые раскраски-антистресс.

Для того чтобы занятия по изобразительной деятельности были более эффективны, нельзя забывать об обязательном включении разнообразных виды по расслаблению и снятию напряжения. К таким видам относятся пальчиковые игры, физкультминутки, массаж пальцев и кистей рук, музыкальное сопровождение и т.д. [3]

Важно отметить, что процесс развития ручной умелости с применением различных средств изобразительной деятельности необходимо проводить последовательно и систематично, как на специально организованных занятиях в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Для этого нужно, чтобы и педагоги, и родители были заинтересованы в совместной деятельности, а дети были активными субъектами этого процесса.

Чтобы процесс развития ручной умелости был более успешен, необходимо:

  • использовать виды изобразительной деятельности в совокупности различных средств и форм воздействия на них;
  • создавать благоприятную среду;
  • способствовать осознанию у детей своих переживаний, чувств, побуждать детей к самоисследованию, размышлениям, личностному росту;
  • помогать детям достигать сотворчества и взаимопонимания посредством совместной деятельности;
  • знакомить детей с нетрадиционными видами изобразительного искусства;
  • развивать технические навыки в области лепки, рисования, конструирования и аппликации.

Уровень развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста будет повышаться при соблюдении следующий условий:

  • педагогии будут заинтересованными руководителями процесса развития ручной умелости;
  • формы изобразительного вида деятельности будут использоваться в интегрированной форме, на занятиях и в процессе самостоятельной деятельности;
  • занятия по изобразительной деятельности будут проводиться регулярно;
  • у родителей появится возможность повысить педагогическую грамотность по развитию ручной умелости на фоне использования изобразительной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразные виды изобразительной деятельности существенно влияют на развитие ручной умелости у детей. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста являются мотивом, который побуждает дошкольника к развитию ручной умелости. Ручная умелость детей среднего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом продуктивной деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Библиографический список:

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. — 344 с.
  2. Комарова Т.С., Филипс О.Ю.Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб. метод, пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
  3. Подлеснова Н.Н. Подготовка учителей по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – №2(2). – С. 99-103.
  4. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: Пособие для школьных психологов. — М.: Эксперимент, 2000. – 160 с.