Инновационный проект Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Инновационный проект
Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся.
МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Наименование МКОУ в соответствии с Уставом Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 р.п. Юрты
Учредитель Управление образования администрации Тайшетского района
Лицензия (номер, дата выдачи, кем выдана) Лицензия №8224,  от 13 августа 2015 года, Служба контроля и надзора в сфере образования Иркутской области
Срок окончания действующей лицензии бессрочно
Срок прохождения государственной аккредитации №3104 от 07.12.2015 г. Срок действия свидетельства о государственной аккредитации 23.03.2014 г.
Режим работы школы Обучение в школе организовано в 2 смены по пятидневной учебной неделе. Продолжительность урока — 40 минут.

1 смена — 13 классов, всего учащихся в них — 258 чел.: 1а, 1б, 3б, 5а, 6а, 7а, 8а, 8б, 9а, 9б, 10а, 11а. 2 смена — 5 классов, всего учащихся в них — 111 чел.: 2а, 2б, 3а, 4а, 4б.

Занятия в первой смене начинаются в 8.00 час.

Занятия во второй смене начинаются в 13.10 час.

Адрес 665076, Иркутская область, Тайшетский район, р.п. Юрты, ул. Школьная, д.9
Телефон 8 — (39563) — 6-11-14
E-mail школы

E-mail для связи

chkola24@yandex.ru

ya-astakhofa2013@yandex.ru

Сайт учреждения

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование инновационного проекта Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Полное наименование организации, где выполняется проект Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 р.п. Юрты
Адрес 665076, иркутская область, Тайшетский район, р.п. Юрты, ул. Школьная, д.9.
Фамилия, имя, отчество Руководителя организации Ерофеев Владимир Моисеевич
Заместитель директора по УВР Сергиенко Наталья Петровна

Пиманова Светлана Николаевна

Руководитель проекта инновационной площадки Астахова Лариса Николаевна, учитель биологии
Авторы-разработчики проекта Астахова Лариса Николаевна, учитель биологии

Валекжанина Елена Филимоновна, учитель русского языка и литературы

Ревенко Юлия Владимировна, учитель начальных классов

Научный руководитель Ткачук Елена Анатольевна, директор Сетевого института ДПО, д.м.н., доцент.

Актуальность инновационного проекта обуславливается тем, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, как считают психологи, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям:
1) требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования п.11 «Овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»;
2) в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение — «смысловое чтение».

Министр просвещения России Ольга Юрьевна Васильева считает, что итоговая аттестация школьников по всем предметам страдает из-за неумения внимательно читать, выделять главное, вступать в диалог с текстом. И корни проблемы, не в старшей и даже не в средней школе, а на самом начальном этапе обучения, где семья и школа должны научить воспринимать книгу не только как источник знаний, но и как лучшего друга и советчика.
Результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

В МКОУ СОШ №24 р.п. Юрты был проведен мониторинг диагностики читательской грамотности.
Цель мониторинга: изучение уровня сформированности навыка смыслового чтения у учащихся 4-х-8-х классов с целью отслеживания его динамики по сравнению с 2017-2018 учебным годом.
Мониторинг диагностики читательской грамотности показал, что учащиеся 4-х-8-х классов имеют низкий уровень читательской грамотности.

Год Недостаточный уровень Пониженный уровень Базовый уровень Повышенный уровень
2017-2018 50% 34% 8% 8%
2018-2019 33% 50% 17% 0%

Проблема, на решение которой направлен инновационный проект — низкий уровень читательской грамотности. (Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества).

Пути решения проблемы:
1) педагоги начальной школы овладеют стратегиями смыслового чтения, а затем включат в образовательный процесс различные комбинации приемов с целью восприятия информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей;
2) учителя основной школы познакомятся с приемами работы с текстом, которыми овладевают ученики на начальном этапе образования, с результатами диагностических процедур;
3) совместная работа учителей начальной и основной школы позволит выстроить целостную картину формирования и развития умений смыслового чтения
в рамках учебной деятельности, что обеспечит преемственность используемых в практике стратегий чтения;
4) освоенные технологии и методические приемы будут применены к изучаемым темам и соотнесены с конкретными умениями по работе с текстом, что будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации личностного потенциала учащихся, повышение качества образования и мотивации к изучению предметов.

Объект исследования: уровень овладения учащимися смысловым чтением.

Предмет исследования: способы и приёмы смыслового чтения.

Цель инновационного проекта: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся

Задачи проекта:
1) подобрать диагностический материал для проверки читательской грамотности на всех этапах проекта;
2) провести первичную диагностику читательской компетентности;
3) разработать план экспериментальной работы;
4) ознакомиться с различными методиками и технологиями работы с текстом;
5) выработать алгоритм действий по формированию навыков смыслового чтения, консолидируя усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения;
6) создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;
7) диссеминировать инновационный педагогический опыт.

Гипотеза: введение в образовательном учреждении единого режима работы с текстовой информацией будет способствовать формированию читательской грамотности.

Концепция изменений(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)раскрывается через:
— использование современных технологий обучения продуктивному чтению;
— использование стратегий работы с информацией;
— включение в урок различных по форме и содержанию текстов;
— организацию деятельности по воспитанию читателя;
— акцент на грамотную работу с источниками информации при организации проектной деятельности;
— приоритет при выборе конкурсов для обучающихся тем мероприятиям, в которых требуется работа с информацией.

Диагностический инструментарий: анкеты, тесты, психологические и предметные, контрольные работы, дидактические материалы и т.п. С помощью чего будет осуществляться мониторинг и контроль над результатами осуществления инновационной деятельности на разных этапах.

Эффективность подтверждается востребованностью всеми участниками образовательного процесса.

Риски: одной из важнейших проблем, без решения которой ситуация с грамотностью чтения вряд ли может измениться, является кадровая проблема, которая складывается из нескольких моментов: недостаточный уровень подготовки педагогического коллектива; неумение мотивировать учащихся на чтение.

Компенсация последствий рисков: повышение квалификации работающих педагогов в рамках использования технологий обучения чтению в контексте всех учебных дисциплин, через курсы повышения квалификации, вебинары, организацию консультаций, проведение тематических педсоветов,взаимопосещение уроков.

Организационные риски: отставание в сроках реализации, оптимальное распределение полномочий и круга ответственности, коррективы сроков проекта.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагогов, учебно-методическое обеспечение; финансовое обеспечение; материально-техническое).
Предполагается:
— рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, отобранными для реализации проекта;
— качественное улучшение образовательного результата.

Реализация проекта не предполагает специальных финансовых и материально-технических затрат.

Ожидаемые результаты инновационной деятельности
1. Разработка и апробация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

2. В связи с тем, что чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут сформированы в структуре универсальных учебных действий:
— личностные УУД (личностное,профессиональное, жизненное самоопределение; готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации); ⋅
— регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
— познавательные УУД (владение основами проектно-исследовательской деятельности; практическое владение методами познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата; использование знаково-символических средств, логических действий и операций: анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование и др.);
— коммуникативные УУД(умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного).

3. Повышение уровня читательской грамотности.

4. На основе результатов диагностики читательской компетентности будут освоены и применены на практике инновационные методики работы с текстом.

5. Создание единого читательского пространства: учителя, учащиеся, родители, библиотека.

6. Диссеминация педагогического опыта в деле развития и сохранения культуры чтения.

7. Реализация социально-педагогических технологий приобщения школьников к чтению через участие в творческих междисциплинарных проектах, конкурсах, конференциях, учебной и внеучебной деятельности.

Прогнозируемые продукты инновационной деятельности: методические, дидактические, нормативные, оценочные материалы и т.д.
1. Междисциплинарная программа «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом» с приложением методических разработок учителей, методических рекомендаций.
2. Дидактические материалы (тексты, задания, педагогические приёмы) по формированию смыслового чтения на уроках.
3. Материалы для проведения итоговых работ в 2-9 классах.
4. Мониторинг уровня сформированности УУД учащихся 2-9 классов навыков чтения, читательской компетенции.
5. Методическая копилка с разработками учителей.
6. Сборник дидактических материалов для учащихся в соответствии с уровнем возрастного развития.

Практическая значимость инновации заключается в том, что представленные в нём материалы могут быть использованы учителями школ в качестве практической основы для оценивания, создании рабочих программ по предметам, учебных материалов, спецкурсов.
Сроки реализации проекта: 2019 – 2022 г.г.

Этапы осуществления инновационной деятельности.
1 Этап ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ (с сентября 2019 по май 2020 учебного года)
— знакомство с проблемой, её изучение;
— разработка и апробация инструментария для диагностики уровня сформированности читательской компетенции учащихся 1- 9 классов;
— оценка возможностей школы, включающая, прежде всего, оценку имеющихся ресурсов: фонд школьной библиотеки, техническая оснащенность, методическая оснащенность, кадровые ресурсы и т.д.;
— мониторинг читательских интересов школьников и посещаемости школьной библиотеки, а также анализ социальных факторов, влияющих на интерес и качество чтения;
— формулирование цели и создание модели идеального читателя-школьника;
— разработка плана экспериментальной работы;
— разработка программы развития стратегий смыслового чтения и работы с текстом;
— выработка стратегии, плана действий и технологий обучения чтению в соответствии с разработанной программой развития стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

План реализации первого этапа

Содержание работы Период выполнения Ожидаемые результаты Методический продукт Ответственные
Знакомство с проблемой, ее изучение. Оценка возможностей школы, включающая, прежде всего оценку имеющихся ресурсов: фонд школьной библиотеки, техническая оснащенность, методическая оснащенность, кадровые ресурсы и т.д. анкетирование педагогов на анализ инновационной ситуации в образовательном учреждении. Методика: «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности». сентябрь, 2019 г. Принятие решения о запуске проекта. Приказ директора школы о запуске проекта. Результаты анкетирования. Сергиенко Н.П.,

завуч по УВР

Создание инициативной группы педагогов сентябрь, 2019 г. Подготовка основы проекта Астахова Л.Н., руководитель проекта
Мониторинг читательских интересов школьников и посещаемости школьной библиотеки, а также анализ социальных факторов, влияющих на интерес и качество чтения.

Формулирование цели и создание модели идеального читателя-школьника.

сентябрь, 2019 г. Результаты мониторинга. Модель идеального читателя. Кузнецова И.И., школьный библиотекарь
Разработка плана экспериментальной работы октябрь, 2019 г План работы Инициативная группа педагогов.
Ознакомление педагогов школы с содержанием инновационного проекта. Обсуждение с педагогами школы проблемного поля организации инновационного проекта ноябрь, 2019 г Размещение проекта на сайте Сетевого института дополнительного профессионального образования (СИДПО) Астахова Л.Н., руководитель проекта.
Дистанционные курсы повышения квалификации по теме проекта «Смысловое чтение как условие формирования УУД обучающихся» в течение учебного года Повышение квалификации педагогов школы на сайте «Педагогический университет «1 сентября» по теме: «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов; методика и технология (как реализовать требования ФГОС)» (72 часа) и д.р. Сергиенко Н.П.,        завуч по УВР
Разработка программы развития стратегий смыслового чтения и работы с текстом. январь, 2020 г. Программа развития стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Инициативная группа педагогов
Выработка плана действий и технологий обучения в соответствии с разработанной программой развития стратегий смыслового чтения и работы с текстом. февраль — март, 2020 г. Создание банка методических рекомендаций по теме проекта. Учителя-участники проекта
Выпуск Межмуниципального сборника методических рекомендаций то теме: «Смысловое чтение как условие формирования УУД обучающихся» март-апрель, 2020 г. Сборник методических рекомендаций. Валекжанина Е.Ф., учитель русского языка и литературы

 

2 этап ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
(сентябрь 2020 по май 2021 учебного года)
— обучение педагогических кадров;
— реализация единого режима работы школы с текстовой информацией через учебную, внеурочную (создание клубов чтения в классных кабинетах, создание книжных выставок и полок книг-лидеров чтения, проведение общешкольной Недели Чтения, организация работы литературных гостиных, литературное чтение на иностранных языках, организация театральных кружков и т.д.) и внешкольную деятельность (организация совместной работы с поселковой библиотекой);
— создание базы методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности.
План реализации второго этапа

Содержание работы Период выполнения Ожидаемые результаты  Методический продукт Ответственные
Обучение педагогических кадров через обучающие семинары, открытые уроки, внеурочную деятельность. В течение учебного года. Повышение квалификации педагогов Сергиенко Н.П.,          завуч по УВР
Проведение системы мероприятий, предусмотренных планом работы инновационной площадки. Реализация единого режима работы школы с текстовой информацией через учебную, внеурочную (создание клубов чтения, книжных выставок, полок книг-лидеров чтения, Проведение общешкольной Недели Чтения, организация работы литературных гостиных, литературное чтение на иностранных языках и т.д.) и внешкольную деятельность (организация совместной работы с поселковой библиотекой) В течение учебного года Продукты инновационной деятельности. Учителя-участники инновационной площадки.
Создание базы методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности В течение учебного года Продукты инновационной деятельности. Учителя-участники инновационной площадки.
Межмуниципальная педагогическая мастерская «Смысловое чтение как условие формирования УУД обучающихся» Март, 2021 г Продукты инновационной деятельности Ревенко Ю.В. , учитель начальных классов.
Экспертиза и корректировка деятельности инновационной площадки май, 2021 г Решение экспертного совета о продлении статуса инновационной площадки Директор СИДПО Ткачук Е.А., д.м.н., доцент

 

3 этап ЗАВЕРШАЮЩИЙ (сентябрь 2021 – май 2022 учебного года)
— активизация усилий педагогического коллектива школы для реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»;
— подведение итогов инновации;
— проведение методического семинара «Формирование стратегии смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» (март 2022 г.)
— обобщение и распространение педагогического опыта;
— рефлексия деятельности инновационного проекта.

План реализации третьего этапа

Содержание работы Период выполнения Ожидаемые результаты Методический продукт Ответственные
Реализация программы инновационной площадки в соответствии с планом инновационной деятельности образовательного учреждения. В течение учебного года. Единый алгоритм действий по формированию навыков смыслового чтения Учителя-участники проекта.
Межмуниципальный методический семинар «Формирование стратегии смыслового чтения — необходимое условие развития метапредметных компетенций» Март, 2022 г. Диссимиляция педагогического опыта Астахова Л.Н., учитель биологии, руководитель проекта
Оценка эффективности инновационной площадки Апрель,   2022 г Проведение итоговой диагностики эффективности Пиманова С.Н., завуч по УВР

Астахова Л.Н., руководитель проекта

Экспертиза деятельности инновационной площадки. Апрель —   май, 2022 г. Директор СИДПО Ткачук Е.А., д.м.н., доцент

 

В соответствии с организационными рисками возможны изменения сроков реализации.