Инновационная площадка МБОУ «СОШ №20» Тулун

I . Паспорт учреждения образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 20».

665251, Иркутская обл., Тулун, Сибстроя, д. 11     , Телефоны  8(39530)26409 Факс 8 (39530) 60-0-31.

Директор Орловская Н.С., заместитель директора по  УВР, эксперименту Коновалова О.Н.

  1. Тема инновационного педагогического опыта

Преемственность экологического образования и воспитания на всех уровнях образования.

III. Идея изменений/ гипотеза

Экологическое образование и воспитание — это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны через несколько лет. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех уровнях образования, от детского сада и начальной школы через основную школу, до среднего образования. Только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия окружающего мира, прослеживаются причинно- следственные связи, определенные закономерности мирового сообщества.

В данное время в школе реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Экологическая мозаика», направленная на формирование  важнейших природоведческих компетенций, расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Программа рассчитана на детей  начального уровня образования. Охват учащихся дополнительным образованием данной категории составляет 15,5%.

В основной и средней школе подобная программа по экологическому образованию не разработана. Исходя из этого, возникла потребность в составлении программы курса внеурочной деятельности по экологии, которая позволит объединить все уровни образования и увеличить количество учащихся интересующихся экологией.

Содержание курса внеурочной деятельности будет ориентировано на современное состояние экологического  знания и реализует  идею преемственности и развивающего характера образования.

  1. Концепция изменений.

Разработка данного курса внеурочной деятельности  будет иметь такие представления об окружающем мире, которые легко могут сформировать собственную систему ценностей. Мы живём в мире природы, который в свою очередь, состоит из множества систем. Всё, что делает один из нас, так или иначе, влияет на других. Как существа разумные, мы оказываем огромное влияние на окружающую нас природу. Мы принимаем решения, которые влияют на всё живое, и зачастую это влияние намного больше того, что мы можем видеть. В основе курса будет положено понимание взаимозависимости в мире природы, понимание того, что любое действие имеет свои последствия и что в сложных живых системах эти последствия не всегда предсказуемы. Темы практических работ учащихся, указанные в программе будут сформированы с учетом региональной направленности. Важное значение будет иметь практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место займёт работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

  1. Условия реализации изменений 

         Планирование содержания будет основано на базовом компоненте, который конкретизируется с учётом местных эколого-географических условий. Методики, применяемые в данном курсе, не потребуют специального оснащения и рассчитаны на минимум расходных материалов. Важно, что ребёнок сможет задуматься о состоянии окружающей среды, внести свою лепту в улучшение экологической обстановки. Преемственность и комплексность курса не будет препятствовать использованию в учебно-воспитательном процессе материалов, как в сокращённом виде, так и в виде отдельных тем.

 

  1. Предполагаемый результат изменений, освоения курса внеурочной деятельности
  • Увеличение охвата экологическим образованием учащихся школы.
  • Улучшение экологической обстановки микрорайона, города.
  • Привлечение социальных партнеров для решения насущных экологических проблем.

Данный курс будет иметь в своей основе такие представления об окружающем мире, которые легко могут быть усвоены учащимися  и которые помогут сформировать собственную систему ценностей. Свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания — к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере — социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

VII. Продукт инновационной деятельности

Программа надпредметного  курса внеурочной деятельности  «Земля у нас одна», позволит не только изучить проблемы экологии, но и научить находить пути решения данных проблем.

Дифференцированное изучение в школе различных явлений природы не дает возможности сформировать целостное представление об окружающем мире и роли в нём человека. Положение не спасают и предпринимающиеся попытки экологизации отдельных разделов окружающего мира в младших классах, географии, а так же химии, физики, биологии — в старших. Обучающиеся не получают всесторонней, взаимосвязанной  информации о живом организме, обо  всех влияющих на него факторах, а главное о  месте — пассивном или активном в системе этих факторов.