Инновационный проект экологического воспитания школьников

Инновационный проект экологического воспитания школьников «СОХРАНИМ МИР ВОКРУГ НАС» формирование экологической культуры и экологического сознания школьников
  1. Обоснование актуальности проекта

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В Концепции общего экологического образования современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления   и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных  и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей  по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей  в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Проект экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

 

  1. Проблема, на решение которой направлен проект

Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.

Таким образом, можно обозначить эффективный механизм формирования ключевых компетенций у школьников: экологическое образование –> формирование ключевых компетенций –> экологическая культура.

 

3.Анализ исходной ситуации

Переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных   процессов.

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

 введение экологии в учебный план школы;

 проведение интегрированных уроков по разным предметам;

 разработка отдельных экологических подтем в разных курсах;

проведение внеклассных мероприятий;

социально-значимых и исследовательских проектов;

участие в муниципальных, региональных и всероссийских экологических конкурсах по экологии.

  1. Целеполагание

 

Цель проекта: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, воспитать бережное отношение к природе, к окружающим людям¸ к собственному здоровью  и формирование поля компетенции каждого ребёнка, позволяющего быть успешным, помочь самоопределению каждого ребёнка.

 

Задачи  проекта:

  • Наполнить образовательное пространство событиями и мероприятиями экологической направленности.
  • Предоставить детям модели реальных вариантов самореализации – места экологического образа жизни.
  • Донести до детей важность качественного выполнения любой работы и важность компетентности в вопросе, за который он ответственен, как основополагающего начала бережного отношения к природе, к ресурсам, к людям.
  • Дать возможность прочувствовать радость от участия в общественно-значимой (экологической) деятельности (радость отдачи, а не потребления)
  • Сформировать и развить в детях коммуникативные навыки, умение работать в команде для достижения конкретных целей, расширить кругозор сельских детей, повысить их социальную активность.

Основные направления проекта:

  1. Деятельность пришкольного участка
  2. Экодесант (очистка берега реки, субботники)
  3. Образовательная деятельность
  4. Просветительская деятельность

5  Деятельность школьного экологического общества

6  Экология здоровья

Основная идея проекта:

Экологическое мировоззрение – суть бережное, вдумчивое и ответственное  отношение к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Это осознанность и чистота помыслов. Осознание человеком себя как части природы, части социума, осознание своей ответственности перед ними за свою жизнедеятельность определяет гармоничное взаимодействие каждого со всем сущим вокруг.

Всё это помогает ребёнку:

  1. быть настроенным на отдачу (Я счастлив дать миру…)
  2. чувствовать уверенность в своих силах сотворить (Я могу…)
  3. самоопределиться, т.е. определить для себя своё место в жизни, дело, которое ему по душе. (Я знаю, зачем я здесь…)

Активная деятельность школы в сфере экологии создаёт для ребёнка образовательное пространство, которое:

  • с самого начала даёт ребёнку возможность участвовать в значимых проектах (делах)  с конкретными задачами и явными результатами, понятными ребёнку.
  • являет собой образец среды обитания, (в данном случае мы говорим о школьном пространстве, которое мы формируем и местах проведения школьных мероприятий, которые мы выбираем) качественно сделанной и продуманной, способствующей формированию экологического мировоззрения, заинтересованности ребёнка, его познавательной активности. Закладывает эталон качества и чистоты чего бы то ни было на подсознательном уровне.
  • позволяет ребёнку взаимодействовать с широким кругом взрослых и сверстников из различных благополучных социальных групп, понимающих важность  бережного отношения к природе, к людям, к физическому  здоровью.

 В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования  нового (второго) поколения  (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов  единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного).  Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных   процессов.

 

  1. Предполагаемые результаты  работы по проекту:
  • Образовательные:
    • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
    • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
    • активизации познавательной деятельности учащихся;
    • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;
    • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
    • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
  • Педагогические:
    • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
    • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
    • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
  • организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
  • усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

      Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

  • изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
  • введение основ экологического образования;
  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
  • организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
  • осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
  • разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

 

  1. Структура и содержание проекта

Само содержание проекта определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии.

Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов  по экологии, а также проведение интегрированных уроков.

Система экологического воспитания и образования в школе

Учебный процесс Воспитательная работа Дополнительное образование
ü    Научный уровень информации

ü    Системность излагаемой информации

ü    Интеграция предметных знаний

ü    Экологизация теоретического учебного материала

ü     Практические работы, проектная деятельность учащихся

Ø    Тематические недели

Ø    Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

Ø    Просветительская работа с учениками и родителями

Ø    Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

v    Экскурсии

v    Научно-исследовательская деятельность

v     Научно-исследовательская и познавательная деятельность

         Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку   модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона  с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.

 

Преемственность содержания экологического образования

Ступень обучения Задачи

 

Ключевые понятия Ведущий вид деятельности
Начальная школа Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний  проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни. Правила экологической безопасности.

Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам.

Забота об окружающей среде.

Работа с необходимой информацией

«учусь экологическому мышлению».

Основная школа Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления. Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство.

Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению.

Самопознание  и саморегуляция

«учусь управлять собой или моя экологическая культура».

Средняя школа Выбор профессии Экологическое право.

Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению.

Подходы к экологизации образования:

– Естественнонаучный – обучение через знания по предметам:  природоведение, география, биология,

– Натуралистический – изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

– Этический – пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

– Этнический – стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.

– Гуманистический – решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно – деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с   учетом основных принципов:

  • междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
  • Педоцентрического принципа, который предполагает  отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
  • Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.

План занятия  по основам экологических знаний  должен содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом  условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития,  интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.

 Виды деятельности школы

 по экологическому образованию и воспитанию

Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внеклассная и внешкольная деятельность
1.Предметы Базисного учебного плана (БУП).

2.Предметы  вариативной части БУП

(часть плана, формируемая участниками образователь-

ного процесса).

 

 

 

Эколого-ориентированные курсы и другие, построенные по типу модулей, и выбираются педагогами в различной комбинации

Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на  изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг)

Экологическая исследовательская  и проектная деятельность

Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.)

Встречи с представителями природоохранных  структур. Озеленение класса, школьной территории

Объединения по интересам

Школьные экологические и природоохранные объединения ,

кружки: «Юный эколог» «Экология в филологии», Школьный  экологический театр

Общешкольные мероприятия

Конкурсы рисунков, плакатов  «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели  перед Новым годом» и т.д.  Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие

Выставки творческих работ

Внешкольные виды деятельности

Эколого-образовательные акции и движения, десанты

Проектирование и уход за ландшафтом

Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в  пропаганде идей здорового и безопасного  образа жизни и Устойчивого развития

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в  природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)

При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:

– Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);

–   Экологической доктриной Российской Федерации (2002);

–   Федеральным законом  «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);

–   Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);

–    Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);

Планирование работы по экологизации  образовательного  процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

  1. Участники Проекта.

Участниками Программы являются:

  • Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках предмета «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение». Ученики начальной школы являются членами детской общественной организации «Бригантина», основным направлением деятельности которой является экологическое направление. Руководит работой детской организации педагог организатор.
  • Учащиеся 5 класса изучают экологию в рамках элективного курса «Юный исследователь».
  • Учащиеся 5-11 классов изучают экологию в рамках предметов «Обществознание», «География», «Биология», Информатика.
  • Учащиеся 5-9 классов должны быть охвачены кружковой деятельности экологической направленности.
  • Учащиеся 10-11 класса охватываются производственной деятельностью экологической направленности.
  • Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через школьный пресс-центр, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.
  • Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.

Ожидаемые конечные результаты Проекта:

  • Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
  • Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в микрайоне.
  • Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.

 

Оценка результативности проекта

Показателями результативности проекта могут служить:

  • Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
  • Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
  • Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
  • Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

 

Оценка результативности

  • Мониторинг (входящий, ежегодный и итоговый в течение года)
  • Рейтинговая система
  • Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
  • Разные формы оценивания (метопредметные тестовые задания)