Инновационный проект экологического воспитания школьников
Инновационный проект экологического воспитания школьников «СОХРАНИМ МИР ВОКРУГ НАС» формирование экологической культуры и экологического сознания школьников
- Обоснование актуальности проекта
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В Концепции общего экологического образования современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Проект экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
- Проблема, на решение которой направлен проект
Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.
В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.
Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.
Таким образом, можно обозначить эффективный механизм формирования ключевых компетенций у школьников: экологическое образование –> формирование ключевых компетенций –> экологическая культура.
3.Анализ исходной ситуации
Переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Это комплекс мероприятий, который включает в себя:
– введение экологии в учебный план школы;
– проведение интегрированных уроков по разным предметам;
– разработка отдельных экологических подтем в разных курсах;
– проведение внеклассных мероприятий;
– социально-значимых и исследовательских проектов;
– участие в муниципальных, региональных и всероссийских экологических конкурсах по экологии.
- Целеполагание
Цель проекта: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, воспитать бережное отношение к природе, к окружающим людям¸ к собственному здоровью и формирование поля компетенции каждого ребёнка, позволяющего быть успешным, помочь самоопределению каждого ребёнка.
Задачи проекта:
- Наполнить образовательное пространство событиями и мероприятиями экологической направленности.
- Предоставить детям модели реальных вариантов самореализации – места экологического образа жизни.
- Донести до детей важность качественного выполнения любой работы и важность компетентности в вопросе, за который он ответственен, как основополагающего начала бережного отношения к природе, к ресурсам, к людям.
- Дать возможность прочувствовать радость от участия в общественно-значимой (экологической) деятельности (радость отдачи, а не потребления)
- Сформировать и развить в детях коммуникативные навыки, умение работать в команде для достижения конкретных целей, расширить кругозор сельских детей, повысить их социальную активность.
Основные направления проекта:
- Деятельность пришкольного участка
- Экодесант (очистка берега реки, субботники)
- Образовательная деятельность
- Просветительская деятельность
5 Деятельность школьного экологического общества
6 Экология здоровья
Основная идея проекта:
Экологическое мировоззрение – суть бережное, вдумчивое и ответственное отношение к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Это осознанность и чистота помыслов. Осознание человеком себя как части природы, части социума, осознание своей ответственности перед ними за свою жизнедеятельность определяет гармоничное взаимодействие каждого со всем сущим вокруг.
Всё это помогает ребёнку:
- быть настроенным на отдачу (Я счастлив дать миру…)
- чувствовать уверенность в своих силах сотворить (Я могу…)
- самоопределиться, т.е. определить для себя своё место в жизни, дело, которое ему по душе. (Я знаю, зачем я здесь…)
Активная деятельность школы в сфере экологии создаёт для ребёнка образовательное пространство, которое:
- с самого начала даёт ребёнку возможность участвовать в значимых проектах (делах) с конкретными задачами и явными результатами, понятными ребёнку.
- являет собой образец среды обитания, (в данном случае мы говорим о школьном пространстве, которое мы формируем и местах проведения школьных мероприятий, которые мы выбираем) качественно сделанной и продуманной, способствующей формированию экологического мировоззрения, заинтересованности ребёнка, его познавательной активности. Закладывает эталон качества и чистоты чего бы то ни было на подсознательном уровне.
- позволяет ребёнку взаимодействовать с широким кругом взрослых и сверстников из различных благополучных социальных групп, понимающих важность бережного отношения к природе, к людям, к физическому здоровью.
В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
- Предполагаемые результаты работы по проекту:
- Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
- Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
- формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
- усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
- изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
- введение основ экологического образования;
- совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
- организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
- осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
- разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
- Структура и содержание проекта
Само содержание проекта определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии.
Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков.
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс | Воспитательная работа | Дополнительное образование |
ü Научный уровень информации
ü Системность излагаемой информации ü Интеграция предметных знаний ü Экологизация теоретического учебного материала ü Практические работы, проектная деятельность учащихся |
Ø Тематические недели
Ø Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины Ø Просветительская работа с учениками и родителями Ø Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев. |
v Экскурсии
v Научно-исследовательская деятельность v Научно-исследовательская и познавательная деятельность |
Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.
Преемственность содержания экологического образования
Ступень обучения | Задачи
|
Ключевые понятия | Ведущий вид деятельности |
Начальная школа | Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни. | Правила экологической безопасности.
Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам. Забота об окружающей среде. |
Работа с необходимой информацией
«учусь экологическому мышлению». |
Основная школа | Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления. | Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство.
Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению. |
Самопознание и саморегуляция
«учусь управлять собой или моя экологическая культура». |
Средняя школа | Выбор профессии Экологическое право.
Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению. |
Подходы к экологизации образования:
– Естественнонаучный – обучение через знания по предметам: природоведение, география, биология,
– Натуралистический – изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
– Этический – пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
– Этнический – стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.
– Гуманистический – решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно – деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:
- междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
- Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
- Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
- Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.
План занятия по основам экологических знаний должен содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Виды деятельности школы
по экологическому образованию и воспитанию
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
1.Предметы Базисного учебного плана (БУП).
2.Предметы вариативной части БУП (часть плана, формируемая участниками образователь- ного процесса).
|
Эколого-ориентированные курсы и другие, построенные по типу модулей, и выбираются педагогами в различной комбинации
Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг) Экологическая исследовательская и проектная деятельность Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.) Встречи с представителями природоохранных структур. Озеленение класса, школьной территории |
Объединения по интересам
Школьные экологические и природоохранные объединения , кружки: «Юный эколог» «Экология в филологии», Школьный экологический театр Общешкольные мероприятия Конкурсы рисунков, плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие Выставки творческих работ Внешкольные виды деятельности Эколого-образовательные акции и движения, десанты Проектирование и уход за ландшафтом Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.) |
При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:
– Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
– Экологической доктриной Российской Федерации (2002);
– Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
– Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);
– Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
- Участники Проекта.
Участниками Программы являются:
- Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках предмета «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение». Ученики начальной школы являются членами детской общественной организации «Бригантина», основным направлением деятельности которой является экологическое направление. Руководит работой детской организации педагог организатор.
- Учащиеся 5 класса изучают экологию в рамках элективного курса «Юный исследователь».
- Учащиеся 5-11 классов изучают экологию в рамках предметов «Обществознание», «География», «Биология», Информатика.
- Учащиеся 5-9 классов должны быть охвачены кружковой деятельности экологической направленности.
- Учащиеся 10-11 класса охватываются производственной деятельностью экологической направленности.
- Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через школьный пресс-центр, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.
- Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.
Ожидаемые конечные результаты Проекта:
- Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
- Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в микрайоне.
- Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.
Оценка результативности проекта
Показателями результативности проекта могут служить:
- Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
- Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
- Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
- Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
Оценка результативности
- Мониторинг (входящий, ежегодный и итоговый в течение года)
- Рейтинговая система
- Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
- Разные формы оценивания (метопредметные тестовые задания)