Инновационные подходы к здоровьесбережению в ДОО

Инновационный проект: «Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»

Инновационный образовательный проект разработан в рамках реализации Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10» г. Зима, Иркутской области.
Разработчики инновационного проекта: Авторский коллектив — заведующий МБДОУ «Детский сад №10» Е.Ю.Комарова; заместитель заведующего по воспитательно — методической работе О.Н.Кара; учитель – логопед Е.М. Малюченко
Актуальность инновационного проекта в системе регионального и муниципального образования.
Здоровье нации – одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьезным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Общеизвестно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Как свидетельствует большинство научных исследований, факторы внешней среды в формировании здоровья ребёнка имеют преимущественное значение. Поэтому так важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Это обязывает дошкольные учреждения считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии.
В Федеральном законе «Об образовании» один из сформулированных принципов государственной политики в области образования предполагает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».
Процесс формирования здоровья детей – это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты.
Педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе предполагает выявление внешних и внутренних резервов здоровьесбережения дошкольников, создание условий реализации этих резервов в процессе усвоения детьми уровня образованности.
Достаточно активно в последние годы проводятся исследования, посвящённые проблеме сохранения здоровья детей. Особое внимание уделяется этому вопросу в научных трудах медиков: физиологов и гигиенистов Л.П. Банниковой, Н.Н. Даниловой, А.А. Минха, Н.И. Обреимовой, Л.Е. Панина, Р.С. Тулинской. Н.А.Фомина. Большую роль играют исследования учёных в области валеологии И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, Т.В. Кружилиной, Н.И. Куинджи, Т.Ф. Ореховой. Л.Г. Татарниковой, а также исследования, посвящённые разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Т.А. Тарасова, Л.С. Власова и др.).
В этой связи можно сказать, что образованию предъявлен крупнейший социальный заказ, направленный на поиск путей сохранения российского этноса, его здоровья, его трудовой, репродуктивной, валеологической достаточности и, как следствие, выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач дошкольного образования.
Поэтому перед дошкольным учреждением стоит вопрос о совершенствовании работы по реализации принципа здоровьесбережения образовательной деятельности в процессе проектирования содержания дошкольного образования.
Реализация принципов здоровьесбережения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ставит необходимость пересмотра содержательного компонента образовательных программ ДОУ.
С целью удовлетворения потребностей в развитии детей дошкольного возраста на основе учета их потенциальных возможностей и особенностей возникает необходимость в развитии вариативности содержания ООП ДО, АООП ДО (в части программы, формируемой участниками образовательных отношений).
На уровне ДОУ необходимо вести работу над систематическим обновлением содержания образования на основе мониторинга особенностей развития детской аудитории, спроса родителей на образовательные услуги.
Обновление содержательного компонента программы, на основе учета принципа индивидуализации, приводит к возникновению системных изменений и в организационных аспектах деятельности (изменения пространственной предметно-развивающей среды, развитие материально-технического оснащение и методического обеспечения).
Таким образом, необходимым стало изучение современных инновационных методик по укреплению и сохранению детского здоровья, особое построение коррекционно-воспитательного процесса, способствующего интеграции детей с ОВЗ.
Возникла необходимость повышения компетентности в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей, в том числе и с ОВЗ, совершенствования и обновления развивающей предметно-пространственной среды.
Характеристика инновационного проекта
Структурные компоненты инновационного проекта
Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта-Нормативно-правовыми документами для разработки инновационного проекта выступают следующие документы федерального, регионального и муниципального уровней:
Конституция Российской Федерации;
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 г. № 1662-р);
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р);
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497);
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2020 гг.;
Профессиональный стандарт Педагог (учитель, воспитатель), утверждённый Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 544н;
Концепция социально-экономического развития Зиминского городского муниципального образования до 2020 г. (утверждена решением Думы ЗГМО от 27.01.2011 г. № 155);
Муниципальная программа Зиминского городского муниципального образования «Развитие образования» на 2016-2018 г. г. (утверждена постановлением администрации ЗГМО от 28.08.2015 г. № 1566).

Характеристика направленности инновационного проекта-Инновационный проект имеет интегрированную направленность:
образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная направленность проекта отражается в совершенствовании содержания ООП ДО (основной образовательной программы дошкольного образования).
Воспитательная направленность проекта отражается в совершенствовании и развитии здоровьесберегающей образовательной среды ДОУ, создании условий трансформации ценностей здоровьесбережения в традиции семейного воспитания.
Развивающая направленность проекта сосредоточена на создании на базе ДОУ условий для развития дополнительного образования детей средствами физической культуры и детского спорта.

Характеристика основных понятий, используемых в инновационном проекте —

В рамках инновационного проекта мы исходим из следующих определений понятий.
Здоровье – рассматриваем как комплексные категорию, характеризующуюся переживанием состояния физического, психического, социального и нравственного благополучия (в интерпретации ВОЗ).
Основные компоненты здоровья:
1. физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
2. психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;
3. социальное – адаптация к социальной среде, социализация личности с учетом возраста;
4. нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие технологии – рассматриваем как систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровеьсберегающие образовательные технологии — совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога (в интерпретации Н.К. Смирнова).
Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду /Г.М. Андреева/.
Адаптация к социуму – это вхождение человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам. Важнейшим микросоциумом, кроме семьи, является дошкольное образовательное учреждение, которое включает различные сферы деятельности детей: общение в детском коллективе, учебную, игровую, двигательную, трудовую сферы. Развитие детей в условиях ДОУ происходит посредством интеграции деятельности специалистов ДОУ и внешних образовательных структур через организацию дополнительных услуг.

Концептуальные основы инновационного проекта

• признание самоценности детства как важного этапа в жизни подрастающего человека, концептуальные идеи о взаимообусловленности процессов формирования здоровья детей и обеспечение их успешной социализации и адаптации к социуму /В.П. Лебедев, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, Г.М. Андреева/;
• опора на комплексные гуманитарно-естественнонаучные исследования психического развития ребенка и психического здоровья в контексте причинно-следственной связи /И. Дубровина/, определение здоровья – как образовательного продукта /В.А. Орлов, В.И. Панов/;
• учет гуманистические идеи /А. Маслоу/ о психическом здоровье как стремлении к гуманистическим ценностям;
• опора на психофизиологические основы организации образовательной деятельности, внедрение принципов психодидактики /В.И. Панова, Е.Д. Дзятковской, А.В. Сименович, Ю.В. Микадзе/.

Актуальность реализации инновационного проекта на уровне ДОУ
По данным мониторинга соматического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников ДОУ.
По результатам медицинского осмотра воспитанников преобладает I группа здоровья, как у девочек, так и у мальчиков. Девочки 74%, мальчики 61 %. Со II группой здоровья девочек 26 %, мальчиков 37%, есть один ребенок с III группой здоровья 2%.
При оценке физического развития можно отметить, что в целом у девочек и мальчиков преобладает средне-нормальный уровень развития. Девочки со средне-нормальным уровнем физического развития составляют 73%, высокий уровень физического развития представлен у 16% девочек. Мальчики со средне-нормальным уровнем физического развития составляют 77 %, высокий уровень физического развития выявлен у 17% мальчиков.
Уровень физической подготовленности детей (по данным диагностики выпускников ДОУ) составляет в пределах от 75-80% по усредненным показателям в динамике за 3 года.
По данным мониторинга психологической зрелости, показателей адаптации и социализации воспитанников ДОУ.
По данным психолого-педагогического обследования в динамики от младшего, среднего и старшего возраста наблюдается следующая динамика. В младшем дошкольном возрасте в период адаптации детей к детскому саду нормативные показатели психологической зрелости составляют не более 35%. Эти дети демонстрируют трудности сформированной КГН, трудности вхождения в социальное сообщество со сверстниками. В среднем возрасте показатель психологической зрелости возрастает на 10-15%. Основные трудности детей проявляются в незрелости речевой деятельности, снижении показателей эмоционального интеллекта. В старшем дошкольном возрасте наблюдается наибольший прогресс в развитии ребенка. Дети, проявляющие показатели психологической незрелости, трудностей адаптации и социализации составляют от 5 до 15%. В основном трудности этих детей связаны с незрелостью когнитивных процессов.
По данным мониторинга сформированности здоровьесберегающей позиции педагогических работников ДОУ.
Показатели сформированности здоровьесберегающей позиции педагогических работников характеризуются устойчивым интересом к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей как образовательному результату. В тоже время, в качестве основных трудностей педагогические работники отмечают проблему выбора эффективных методов и приемов, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающих технологий на уровне ДОУ.
По данным мониторинга сформированности здоровьесберегающей позиции родителей воспитанников ДОУ:
Родители воспитанников ДОУ отмечают ценность здоровья собственных детей как наивысшую. В тоже время, здоровьесберегающая компетентность у 70% родителей не сформирована, что выражается в скудности знаний правил сохранения и укрепления здоровья детей, плохой ориентировке нормативных показателей психофизиологического развития детей, в несформированности навыков и опыта организации здоровьесберегающего пространства в условиях семейного воспитания.

Содержание инновационного проекта

Образовательный проект предусматривает реализацию серии взаимосвязанных мероприятий образовательной, воспитательной и развивающей направленности.
Система мероприятий по реализации принципа здоровьесбережения образовательной деятельности в процессе проектирования содержания дошкольного образования. В контексте данного направления предусмотрена работа педагогического коллектива над совершенствованием содержания и системы оценки качества реализации ООП ДО и АООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений с позиции усиления здоровьесберегающей и здоровьеформирующей позиции. Предусмотрена разработка и реализации парциального образовательного модуля «Здоровые дети». В рамках освоения данного образовательного модуля детям дошкольного возраста будет предоставлена возможность овладения элементарными навыками саморегуляции функциональных состояний (страх, тревожность, снижение работоспособности), навыками ведения ЗОЖ и безопасного поведения в условиях детского сада и дома. Для детей с ОВЗ, в рамках реализации АООП ДО предусмотрена введение парциального модуля «Ритмопластика».
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста:
1) технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая;
2) технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС);
3) коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Система мероприятий воспитательной направленности ориентирована на формирование здоровьесберегающей компетентности у всех участников образовательных отношений.
В работе с детьми предусмотрена разработка и внедрение здоровьесберегающих режимов дня на основе индивидуальной и групповой диагностики функциональных возможностей, показателей работоспособности. Создание ППРС различной функциональной направленности (зоны релаксации, зоны активной деятельности, рабочей зоны, игрового пространства различной двигательной активности).
В работе с педагогическими работниками внедрение программы «Школа здоровья педагога». Целевая направленность – формирование осознанного отношения к ценности своего здоровья, ценности здоровья детей. Формирование навыков и опыта сохранения и укрепления здоровья посредством доступных средств.
В работе с родителями воспитанников внедрение на базе ДОУ программы «Здоровый ребенок в семье». Целевая направленность – формирование осознанного отношения к ценности своего здоровья и как следствие обеспечения ценности здоровья своих детей. Формирование навыков и опыта сохранения и укрепления здоровья посредством доступных средств.
Система мероприятий развивающей направленности. Создание условий для реализации программ дополнительного образования с детьми средствами физической культуры и детского спорта. Программы дополнительного образования сезонной направленности: зимние виды спорта (элементы зимних видов спорта – сноубординг, лыжный спорт, фигурное катание, хоккей, санный спорт), летние виды спорта (элементы летних видов спорта – футбол, гандбол, легкая атлетика, езда на велосипеде, теннис).

Ожидаемые результаты инновационного проекта
1) положительная динамика показателей здоровья воспитанников ДОУ, снижение заболеваемости, повышение показателей адаптации и социализации воспитанников в соответствии с возрастными особенностями;
2) развитие вариативности содержания, форм, методов, средств, технологий организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста (наличие вариативных образовательных моделей здоровьесберегающей направленности в рамках основного общего дошкольного образования, программ дополнительного образования для разных категорий детей, интенсификация основного образования, внедрение вариативных здоровьесберегающих технологий с учетом психофизиологических возможностей детей);
2) увеличение количества детей (в том числе детей с ОВЗ), включенных в освоение программ дополнительного образования различной направленности с учетом потребностей, интересов и возможностей детей;
3) повышение качества готовности детей к школьному обучению (в том числе детей с ОВЗ);
4) развитие сетевых форм реализации образовательных программ, с привлечением образовательных, общественных организаций, организаций культуры и спорта, здравоохранения, представителей различных сфер бизнеса;
5) повышения уровня профессиональной компетенции и профессиональной квалификации педагогических работников;
6) увеличение количества педагогов, включенных в реализацию инновационной деятельности ДОУ, в том числе участие в профессиональных конкурсах, обобщение опыта педагогической деятельности;
7) удовлетворенность участников образовательных отношений качеством дошкольного образования;
8) соответствие профессиональной деятельности педагогических работников требованиям профессионального стандарта.
9) повышение уровня здоровьесберегающей компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей