Интегрированный урок (история + литература) по теме «Славный день Полтавской баталии» с применением образовательных технологий

Автор: Хурсенко Надежда Васильевна, МБОУ «СОШ №3», учитель русского языка и литературы, г.Братск

Цель: обобщить, повторить  и систематизировать материал по поэме  А.С. Пушкина «Полтава»,  акцентировать внимание учащихся на событии Северной войны — Полтавской битве;

 Задачи урока:

1.Образовательные:

—  раскрыть значение этого события как переломного в войне:

—  дать характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения;

— проследить, как раскрываются образы Петра I и Карла XII на страницах поэмы «Полтава» А.С.Пушкина;

—  выявить художественные средства создания данных образов.

2.Развивающие:

—   учиться планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

—   развивать умение применять полученные знания;

—   продолжить работу над развитием речи обучающихся;

—   продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания.

3.Воспитательные:

—   воспитание чувства патриотизма,  любви к  Отечеству;

—   воспитание добросовестного отношения к учебе;

—   воспитание любви к слову, литературе, истории

УУДЛичностныеСпособность к саморазвитию
РегулятивныеУмение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей
КоммуникативныеУмение соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета, правила общения, способность осуществлять коммуникативную деятельность в групповой работе
ПознавательныеПостроение коллективного  процесса отбора, систематизации и использования знаний,  умение составлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Планируемые

результаты

Расширение кругозора обучающихся, умение применять знания на практике
Метапредметные связиЛитература, искусство, история
СредстваПрезентация

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

Раздаточный материал

Источники информации1.    http://www.stihi.ru/pics/2016/07/26/1353.gif

2.    http://sovetclub.ru/tim/f442115087b62eb910094d7a7f170243.png

3.    http://pluspng.com/img-png/teacher-png-cartoon-337.png

4.   

5.    https://radikal.ru/lfp/s019.radikal.ru/i602/1412/43/41e7ea203094.jpg/htm

6.    http://expertonline.kz/data/public/28474/28478/04-01.jpg

7.    http://www.edustartup.com.ua/wp-content/uploads/2016/07/%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82.png

8.    Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.

9.    .Беленький Г.И. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2010.

10.  Беленький Г.И. Методические советы к учебнику «Литература»7  класс.   М.: Мнемозина, 2009

Формы работыРабота в группах

 

ТехнологииТехнология встречных усилий, технология кейс-стади, ТРКМ (технология развития критического мышления)

 

 

 

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя истории.

-Ребята, как вы думаете, почему мы  решили провести такой урок? Наша цель?

— На каждом этапе урока вы должны поставить себе оценку. (Самооценочный лист)

Ребята! Сегодня мы проводим необычное занятие — интегрированный урок истории и литературы. Наша задача — охарактеризовать события, которые происходили в начале XVIII века в России, и главных участников данных событий и с исторической, и с литературной точки зрения. По истории мы проходим Северную войну, по литературе вы изучаете поэму А.С. Пушкина «Полтава».

  1. Разминка

Вопросы для разминки:  (материал распечатан, учащиеся выбирают вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы войти в курс событий)

1) Какой царь правил в России на рубеже XVII-XVIII веков?

2)Когда произошли Азовские походы?

3) Определите основную задачу внешней политики России.

4) Какова главная цель Великого посольства?

5) Какое государство мешало России выйти к берегам Балтийского моря?

6) Назовите правителя Швеции в это время.

7) Какой русский царь отменил местничество?

8) Каким образом Петр I добился выхода к Балтийскому морю?

9) Назовите главное сухопутное сражение Северной войны

10) Назовите увлечения маленького Петра I?

11) Почему  главное сухопутное сражение Северной войны произошло на Украине, а не на берегах Балтийского моря?

Пояснение учителя истории: Карл XII в 1707 году вторгся в Россию. Петр I принимает план «томления» шведской армии (отступление и уничтожение запасов, подвижные же конные отряды ежедневно нападали на шведские тылы). Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII , собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Вероятно, он рассчитывал на поддержку украинского казачества, которую обещал гетман Украины Иван Мазепа, вступивший в тайные отношения со Швецией в 1707 году.

III. Вот они — главные участники событий тех   дней. (Презентация)

Мы акцентируем наше внимание на двух лицах — правителях государств.

Учитель истории: Ребята, а каковы будут сегодня источники изучения нашей темы?

( возможные ответы – литературное произведение, карта, документы, презентация и т.п.)

  1. IV. Итак, время поговорить о самом событии.

27 июня 1709 года произошла Полтавская битва, славный день Полтавской баталии, (фрагмент кинофильма «Северная война» 5 мин.)

  1. V. Работа с картой. ( материал распечатан, задание: поставить в правильной последовательности этапы Полтавской битвы, определить, почему такая последовательность, читая карту).

Учитель истории о значении битвы.

  1. VI. Учитель литературы:

— Ребята, во фрагменте вы услышали художественное чтение отрывка из поэмы «Полтава». Попробуйте и вы с выражением прочитать этот отрывок.

-Чтение наизусть

  1. Слово учителя литературы: 

— В центре литературы, как и истории — люди и события. Но ученый и писатель по-разному рассказывают о людях и событиях.

Ученые в строгой последовательности, в определенной системе излагают факты и, рассматривая  их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений; результаты своих исследований они выражают в цифрах, понятиях, выводах.

Писатель рисует действительность в живых картинах, ему свойственно вложить свою точку зрения, вложить долю художественного вымысла. И только благодаря этим картинам художественное произведение, даже если в него включены исторические темы, становится созданием искусства.

VII. Работа с текстом (анализ эпизода «Полтавский бой», работа над образами Петра I и Карла XII).

Учитель литературы:

-Итак, сегодня мы с вами обращаемся к поэме А.С.Пушкина «Полтава», а точнее к его кульминационной сцене – изображению Полтавской битвы

— Перед вами на распечатках цитатный план «Полтавского боя». Посмотрите внимательно и скажите, что здесь не так (вразброс) Расположите в нужной последовательности.

Приложение 1.(один человек зачитывает план).

— Хорошо. А какие две исторических личности противопоставляются в отрывке?

-Да, как и в истории, мы обратимся к образам монархов двух сильнейших держав  – образам Петра I  и Карла XII.  И наша задача — сравнить их. Понять, какими их видит А.С.Пушкин, автор поэмы.

— Итак, «Толпой любимцев окруженный.  Выходит Петр…» Каков правитель? Какое впечатление он на вас производит? (силы, величия, красоты)

— Что в образе Петра противопоставлено? («Лик его ужасен», «Он прекрасен/Он весь как божия гроза»).

— Какое художественное средство использует автор? (антитеза)

— Да, эти эпитеты дают противоречивую оценку Петру. Он ужасен, грозен для врага, а для своих солдат он прекрасен.

-Какие ещё х/средства использует автор? С чем он сравнивает Петра?( сравнения: Он весь как Божия гроза, могущ и радостен, как бой).

— Найдите метафоры (глаза сияют = излучают радость, он поле пожирал очами )

-Как вы понимаете выражения «Тогда-то свыше вдохновенный раздался звучный глас Петра», «Он весь, как Божия гроза».Что хотел показать автор? Кем вдохновлён  Пётр? (Пётр велик так же, как природное явление, и так же непредсказуем,  как сама гроза)

— С какими чувствами описывает Пушкин Петра, когда он «промчался пред полками»? (с восхищением). Прочитайте эту часть так, чтобы передать восхищение поэта Петром.

-Давйте ещё раз обратим внимание  на первые  3 строки. Не преувеличивает ли автор? Как называется такой приём? (гипербола)

— Найдите глаголы, передающие динамику, движение.

-Перейдём к сцене пира. Каково отношение Петра к проигравшим противникам? И о чём оно говорит? (великодушие царя, уважение к достойному противнику)

В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

-Каким же хотел показать Пушкин Петра? (сильным, смелым человеком, настоящим патриотом своей Родины, который сам являлся непосредственным участником событий)

-Да. Он герой, как и его народ.

-Вернёмся к описанию пира. Кого считал Пётр I  своими учителями? (шведов во главе с Карлом XII)

— Каким Пушкин изображает Карла? Найдите сцену его появления на поле боя. (выразительное чтение)

— Какие эпитеты использует автор? (бледен, недвижим, ранен)

-Найдите в тексте слова, ещё раз доказывающие неготовность Карла к этому сражению.

— В чём же  расхождение (противоречие)  между историческими источниками и  художественным произведением? Почему так по-разному изображён Карл А.С.Пушкиным и ?

— Кем считает ПётрI  Карла XII? (из исторических источников и текста «Полтавы» мы узнаём, что Пётр I с уважением относится к своему учителю Карлу XII)

— А каким  предстаёт шведский король с точки зрения А.С. Пушкина?  (Пушкин А.С.  не жалует Карла)

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

— Но почему поэт, показывая слабость Карла, все-таки называет его «героем»? (Карлу удавалось много лет подряд одерживать победы над странами Европы.  И даже теперь, будучи раненым, он руководит сражением).

Вы можете соглашаться или не соглашаться. В исторической памяти русского народа, с точки зрения Пушкина,  остался лишь Пётр – герой Полтавы, утверждающий мощь и величие России.

-Как об этом сказано в конце поэмы?

В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

 

VIII. Заключительное слово учителя литературы.

Перед тем как вести в бой главные силы, царь обратился к воинам с речью.

(слайд) — Что сказал Петр I защитникам Отечества?

Обратимся к документу: «…и не помышляли бы быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский. А о Петре ведали бы, что ему житие своё недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

Все мы дети одной матери — России, знать и помнить друг друга — наш долг. Пусть нас среди пространств и времен объединяют история и литература, знания и духовность, патриотизм и вера.

IХ. Итоговая работа

I группа. Составление синквейна

II группа. Выполнение задания в формате ГИА

III группа. Создание презентации (в соответствии с цитатным планом). Приложение 1

 

 

Приложение 1.

1.Горит восток зарею новой

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам…

2.Сыны любимые победы,  Сквозь огнь окопов рвутся шведы;  Волнуясь, конница летит; 3.Пехота движется за нею…

4.Тогда-то свыше вдохновенный  Раздался звучный глас Петра:  «За дело, с богом!»…

5.Выходит Петр. Его глаза  Сияют. Лик его ужасен.  Движенья быстры. Он прекрасен,  Он весь, как божия гроза…

6.И он промчался пред полками,  Могущ и радостен как бой.  Он поле пожирал очами.  За ним вослед неслись толпой  Сии птенцы гнезда Петрова…

7.В коляске, бледен, недвижим,   Страдая раной, Карл явился.  Вожди героя шли за ним…

8.Вдруг слабым манием руки  На русских двинул он полки…

9.И грянул бой, Полтавской бой…10.Швед, русский — колет, рубит, режет.    Бой барабанный, клики, скрежет,    Гром пушек, топот, ржанье, стон,    И смерть и ад со всех сторон…  11. Но близок, близок миг победы.      Ура! мы ломим; гнутся шведы.      О славный час! о славный вид!