Шеверновская Юлия Васильевна Интерактивные технологии, как средство развития профессиональных компетенций у обучающихся педагогического колледжа

Интерактивные технологии, как средство развития профессиональных компетенций у обучающихся педагогического колледжа

Interactive technologies as a means of developing professional competencies among students of a pedagogical college

 

Шеверновская Юлия Васильевна

Shevernovskaya Yuliya Vasilevna

Преподаватель ГБПОУ ИО ИРКПО, г. Иркутск

julyanab@mail.ru

 

Аннотация. В статье освещены вопросы развития профессиональных компетенций у обучающихся педагогического колледжа по средствам интерактивных технологий.

Annotation. The article questions of development of professional competences at trained teachers college on means of interactive technologies.

Ключевые слова: интерактивные технологии, профессиональные компетенции, обучающиеся педагогического колледжа.

Keywords: interactive technologies, professional competencies, teaching pedagogical college. 

Развитие системы образования в условиях современных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нацелено на то, чтобы обучаемый стал центральной фигурой образовательного процесса. Согласно ФГОС целью обучения является формирование общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников средних образовательных учреждений для успешной реализации себя как личности в социальной и профессиональной деятельности. [6]

В настоящее время достаточно широко обсуждается проблематика профессиональных компетенций и компетентности. И это не случайно, поскольку особое значение приобретает определение содержания профессиональных компетенций, выявление аспектов и отдельных условий их формирования, а также решение проблем связанных с управлением процессом формирования компетентности специалистов. [4]

Идею, сущность и проблему профессиональной компетенции рассматривали А. К. Маркова, В. Н. Грищенко, И. А. Зимняя, Т. Е. Исаева и другие ученые. Проанализировав их работы, было определено, что  «профессиональная компетенция» — это готовность и способность будущего педагога принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности и выделить два вида профессиональных компетенций: простые (базовые) и ключевые. Базовые компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, готовностей. А ключевые компетенции — это совокупность базовых знаний, умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной деятельности. Для формирования профессиональных компетенций в образовании необходимо использовать такие технологии обучения, которые требуют самостоятельности обучающихся и изменения характера взаимодействия преподавателя и обучающихся, где обучающийся становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог — его организатором. Формирование активной познавательной позиции обучающегося является важным условием реализации компетентностного подхода.  [4]

Одними из современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе, являются интерактивные. Интерактивные технологии – это технологии, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. [3]

К интерактивным технологиям относятся дискуссионные, игровые и тренинговые технологии, представляющие собой целенаправленную  специально организованную групповую и межгрупповую деятельность с наличием «обратной связи» между всеми её участниками для достижения взаимопонимания и коррекции образовательного процесса и индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа «здесь» и «сейчас». [3]

Используя интерактивные технологии как средство познания, осуществляемое в совместной деятельности, создаются условия для множественных выборов личности в ситуациях интенсивного взаимодействия. Это подтверждает необходимость широкого использования интерактивных технологий в процессе обучения, которое позволяют решать следующие образовательные и воспитательные задачи: содействие более глубокому пониманию учебных материалов; развитие навыков комплексного решения проблем; содействие установлению диалога или полилога всех участников образовательного; развитие навыков группой работы по принятию согласованного решения, формирование универсальных социальных компетенций взаимодействия, развитие субъектности личности и развитие личности как субъекта собственной жизни. [5]

Основное преимущество интерактивных технологий заключается в том, что почти все обучающиеся активно участвуют в процессе познания. Интерактивными технологиями Ю. В. Гущин называет — обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой. [2] Данные технологии  ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Работа в команде через взаимодействие обучающихся друг с другом повышает заинтересованность, а также активизирует образовательный процесс. При таком обучении каждый обучающийся вносит свой особый вклад в решение какой-либо проблемы или развитие какой-либо темы. Обучающиеся приобретают особый опыт, который потом могут применить во внеучебной деятельности. В нашем случае сформированные таким образом профессиональные компетенции выпускники  могут использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности. [4]

Библиографический список:

  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2013. – 97 с.
  2. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы общества и человека «Дубна». – 2012. — №2. – С. 1-18
  3. Зайцева В. П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Педагогическая наука. – 2016. — №3. – С.131 — 133
  4. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И. В. Плаксина; Владим. Гос. Ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столевых. – Владимир: Изд-во ВлГ, 2014. – 163 с.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  6. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование. [Электронный ресурс] http: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1351.pdf [Дата обращения 21.09.2018].