Исакова Д.Д. Эффективность налоговых льгот в Российской Федерации
Материалы Всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” (2017 г.)
Эффективность налоговых льгот в Российской Федерации
The effectiveness of tax incentives in the Russian Federation
Исакова Дарья Дмитриевна
студентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск daria.isakova.3.07@gmail.com |
Аннотация: В данной статье рассматривается один из факультативных элементов налогообложения – налоговые льготы, а именно эффективность их использования. Налоговые льготы выступают эффективным инструментом воздействия государства на экономическую и социальную сферу. Актуальность вопроса заключается в обоснованности предоставления налоговых льгот. На текущий момент в Российской Федерации система налоговых льгот и преференций соответствует предъявленным требованиям лишь отчасти.
Summary: This article talks about one of the optional elements of taxation – tax incentives, especially the efficiency of their use. Tax incentives are an effective instrument of government influence on economic and social development. The relevance of the question is the validity of the tax benefits. Assessing the laws on taxes and fees in the Russian Federation now days, it can be argued that the system of tax privileges and preferences meets their requirements only partly.
Ключевые слова: налоги, налоговые льготы, эффективность
Keywords: tax, tax incentives, effectiveness.
Одной из основных функций налогов является стимулирование, цель которой, состоит в том, чтобы создавать различные предпосылки для активизации тех или иных экономических процессов, которые признаются приоритетными для государства. Реализация стимулирующей функции производится различными налоговыми льготами и преференциями.
Согласно статье 56 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая льгота – это инструмент, стимулирующий деятельность отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов, посредством предоставления преимущества по сравнению с другими, включающее возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать его в меньшем размере.
С учетом нынешней сложившейся экономической ситуации в стране, очевидно, что необходимо учитывать эффективность налоговых льгот, для минимизации потерь доходной части бюджета.
Эффективность налоговых льгот – это способность налоговых льгот, воздействовать на экономические субъекты, таким образом, чтобы достичь результата, ради которого были введены эти налоговые льготы. Чтобы понять, целесообразна льгота или нет, и какие потери понесет бюджет, применяя установленные или планируемые к установлению льготы, нужно детально рассматривать и просчитывать преимущество их введения.
Начиная с 2011 года, и по сей день, в основные направления налоговой политики Российской Федерации включен мониторинг эффективности налоговых льгот.
Стоит отметить что “Основные направления налоговой политики” не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки проектов по изменению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год сказано, что в настоящее время в налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций.
Льготы – это выпадающие бюджетные доходы, во всяком случае, в краткосрочной перспективе. В настоящее время налоговые льготы рассматриваются в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы Российской Федерации, так как уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения возложенных на него задач.
О налоговых расходах ежегодно упоминает Министерство Финансов России в основных направлениях налоговой политики, констатируя факт наличия таких расходов и представляя информацию об их величине по видам налогов. В частности в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, указывается:
Налог | 2011 | 2012 | 2013 |
Налог на прибыль организаций | 498,5 | 615,0 | 690,0 |
Налог на добавленную стоимость | 331,3 | 414,4 | 435,5 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 262,9 | 323,9 | 379,0 |
Налог на имущество | 340,3 | 383,8 | 368,5 |
Транспортный налог | 6,9 | 7,7 | 8,2 |
Земельный налог | 51,6 | 70,5 | 49,3 |
ИТОГО | 1 491,5 | 1815,3 | 1930,5 |
Согласно отчетности ФНС России, с 2011 года по 2013 год сумма налоговых расходов увеличилась в 1,3 раза – с 1 491,5 млрд. руб. до 1 930,5 млрд. руб. Рост расходов повышает дефицит бюджета и государственный долг, а так же сокращает финансовые резервы государства.
В соответствии с законопроектом о федеральном бюджете на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов, дефицит бюджета в следующем году составит – 2 753,2 млрд. рублей, такое значительное недополучение средств в бюджет государства, не сопровождающееся экономическим ростом является роскошью для национальной экономики.
В Министерстве Финансов РФ неоднократно заявляли о необходимости проведения инвентаризации льгот и сокращении неэффективных из них, впервые вопрос об отмене ряда налоговых льгот был поставлен в 2011 году. В основном речь идет о федеральных льготах по налогу на имущество и земельному налогу, предполагается также отменить налоговые льготы, установленные на федеральном уровне по региональным и местным налогам, и передать соответствующие полномочия на региональный и местный уровень соответственно.
Отменять налоговые льготы будут постепенно, так как их единовременная ликвидация может привести к негативному влиянию на стимулирование экономического роста. Поэтому первыми будут отменены те налоговые льготы, которые не стимулируют экономический рост и не имеют социального эффекта в стране.
Подводя итог можно сказать, что эффективность налоговых льгот это область, требующая особого внимания со стороны государства, ведь именно от правильного анализа и верного подсчета эффективности льгот зависит дальнейшее развитие налоговой системы и формирование бюджета в стране.
Библиографический список:
- Ермакова Г. Налоговые ориентиры на 2017 – 2019 годы // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия»: электронный журнал. – 2016. –№40. –с. 11-14.
- Домбровский Е.А. Налоговые льготы: практика применения, значение для региональных бюджетов и методы оценки эффективности // Финансы и кредит. – 2011. – №8. –с. 76-80.
- Зобова Е.П. Налоговая политика до 2018 года // Налоговая проверка. –2015. –№5. –с. 25-36.
- Налоговый кодекс РФ часть 1: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: с изм. от 3 июля 2016 г. // СПС «КонсультантПлюс».
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов от 27 июля 2015г. // СПС «КонсультантПлюс».