Использование игровой технологии в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья


Использование игровой технологии в работе с дошкольниками

с ограниченными возможностями здоровья

Using game technology in work with preschools with disabled health opportunities

 

Чунина Екатерина Витальевна

Chunina Ekaterina Vitalevna

Инструктор физической культуры

МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 40, г. Братск

Kate.chunina@mail.ru

 

Аннотация.  В статье рассмотрены  современные подходоы физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и охарактеризованы современные подходы физического воспитания дошкольников с ОВЗ.

Annotation.  The article considers modern approaches to physical education of preschool children with limited health possibilities and characterizes modern approaches of physical education of preschool children with HIA.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, физическое воспитание, двигательная активность, дошкольное воспитание

Keywords: limited health, physical education, motor activity, preschool education

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Направленное использование физической культуры на протяжении первых лет жизни человека, является начальным и очень важным звеном системы физкультурного образования. Для улучшения системы дошкольного физкультурного образования необходимо усилить ее образовательную направленность, перейти к восприятию человека как целостности, осуществлять личностно – ориентированный подход к воспитанникам, учитывать ограниченные возможности здоровья [1].

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию [2].

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Современный подход к специальному (коррекционному) образованию заключается в создании внутренних и внешних условий для развития и коррекции детей с  ограниченными возможностями здоровья. Внешние условия – отношение государства и общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Внешние условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться политикой государства. Внутренние условия – заключены в работе образовательного учреждения [1,4].

Современные образовательные подходы к воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагают использование новых образовательных технологий, методик преподавания, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и развития. Нельзя быть педагогически грамотным специалистом не изучая обширный арсенал образовательных технологий.

По статистике в нашем дошкольном учреждении к детям с ограниченными возможностями здоровья  относятся 5 человек с заболеваниями внутренних органов и бронхиальной астмой. Для них предусмотрен дифференцированный подход на занятиях с учетом показателя состояния здоровья, уровня физической подготовленности, уровня двигательной активности. Она выражается в использовании индивидуального подхода к воспитанникам в воспитании. Для наиболее высокой эффективности целесообразно использовать картотеку специальных игр и упражнений по развитию физических качеств.

Дозировать нагрузку позволяет использование современных технологий. Педагогические технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно совершенствуются. Современные инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

 Среди наиболее эффективных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья признаны игровые и здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии как способ построения занятия, в которых будет регулироваться нагрузка для детей с разным уровнем здоровья и физическими данными. Следует отметить, что игровая технология повышает эмоциональность занятия, и процесс занятий становится более увлекательным и интересен детям. Она выполняет ряд функций, благодаря которым процесс занятия становится более интересным. Используя игровую технологию, следует обратить внимание на возрастные особенности детей и учитывать структуру дефекта. К разновидностям обучающих методик относятся всевозможные сюжетно – ролевые, дидактические и настольные игры. Чтобы увлечь ребенка педагогу необходимо использовать сказочных персонажей. Благодаря участию любимых и знакомых героев дети настраиваются на решение поставленных перед ними задач, проявляют заинтересованность игрой. Игровые технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен детям.

Наиболее уместны на занятиях методы: творческих заданий, интервальный, строго регламентированного упражнения, игровой.

Наибольший интерес у детей вызывают игровой метод. Но стоит отметить, что в зависимости от возраста дети отдают предпочтение разным приемам, методам [3].

Однако для детей ведущей остается игровая деятельность, поэтому с большим удовольствием дети воспринимают занятия, построенные на основе игровых технологий. Пример: дети отправляются в лес к сказочным героям, и предлагается помочь им, дети становятся заинтересованными в помощи героя.

Важно помнить о том, что при совместных усилиях педагогов и родителей можно социализировать ребенка для дальнейшей жизни.

Однако родители мало внимания уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья. Доказательством являются проведенные опросы. Делают зарядку, занимаются спортом, нет вредных привычек у 55%, соблюдают режим дня в выходные 30%, проводят закаливающие процедуры 15 %. Следовательно, возникает вопрос, как привлечь родителей? Родителей можно привлечь к занятиям при совместных мероприятиях. К ним могут относиться:

– спортивные походы

– досуги

– совместные прогулки

– регулярные участия на протяжении многих лет в городских спортивных соревнованиях Мама, папа я – спортивная семья, на которых заряд получают не только непосредственные участники, но и болельщики – дети и родители группы поддержки.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  3. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html