Использование ИКТ для развития интереса к занятиям прикладной деятельностью и творческого мышления

Цыганкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
 Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования   «Детско-юношеский центр «Перспектива», г. Ангарск

 Аннотация:  Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Любой этап занятия можно оживить внедрением технических средств.  Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования , применение компьютерных технологий, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают педагогу излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний.

«Использование ИКТ для развития интереса

к занятиям прикладной деятельностью и творческого мышления»

 

Использование средств информационно-коммуникативных технологи  (ИКТ) является актуальной проблемой и необходимым условие для современного образовательного процесса, когда главным становится развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности, так как  формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, позволяет  ему с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний

ИКТ используются как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет педагогу работать дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Средства ИКТ:

  • Компьютер- универсальное устройство обработки информации.
  • Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или педагогом.
  • Проектор — радикально повышает уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы.
  • Экран для проецирования изображения с компьютера.
  • Интерактивная доска — это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) — дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование ИКТ  при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

У  педагога появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся.

К сожалению, не все учреждения дополнительного образования  могут сегодня похвастаться кабинетами, оснащёнными  оборудованием для полноценного использования ИКТ, интернетом  и наличием компьютеров для всех обучающихся,  но даже использование одного компьютера и принтера помогает повысить интерес  детей к занятиям прикладным творчеством.

Компьютер является  одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного обучающегося, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона. Он действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся, выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

Объединение «Умелые ручки»  посещают дети от 7 до 12 лет.  В одной группе могут заниматься обучающиеся с разным уровнем подготовленности и развития (разного возраста и разного года обучения). Это предполагает дифференцированный подход к выполнению поделок по одной и той же теме («Цветы», «Животные», «Панно» — в технике айрис фолдинг, «Открытки к праздникам», «Коробочка — упаковка», «Поделки из одноразовой посуды» и т.д.), когда даются работы разной сложности в зависимости от умений и навыков каждого ребёнка. Для этого имеется подборка работ в разных техниках ДПИ по темам занятий.

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, и я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме, стараясь развить творческие способности через использование ИКТ. Основные направления в развитии творческих способностей детей — это развитие воображения и творческого мышления, которые формируют креативность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ, которые позволяют педагогу проводить занятия в интересной и разнообразной форме, вызывая необходимые ответные действия обучающихся, формируя и развивая их  творческую деятельность.

На своих занятиях я применяю разные формы ИКТ:

  1. Использование медиа-ресурсов как источника информации (подбора иллюстративного и дополнительного материала из различных источников для непосредственно образовательной деятельности, работы мастеров в разных техниках ДПИ по темам занятий и т.д.).
  2. Компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия (презентации, пошаговая инструкции, мастер-классы, шаблоны, айрис-схемы, кроссворды, ребусы и т.д.).
  3. Создание медиатеки (фотоальбомы, видео, презентации по теме занятий и т.д.)
  4. Использование принтера (распечатка картинок, схем, шаблонов, картинки, надписей).
  5. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера).

 

Творческая деятельность возникает при наличии интереса к деятельности. Использование на занятиях различных презентаций, выполненных в программе Power Point,  дает  педагогу неограниченные возможности для творчества и более эффективного средства повышения уровня познавательной активности обучающихся.

На  занятиях при объяснении нового материала  презентация заменяет демонстрационный материал, способствует фиксации внимания учащихся   на теме занятия, т.к. построена на зрительном ряде, но компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.  Наглядная демонстрация процесса изготовления поделки, технологии (пошаговая инструкция, таблицы) подсказывают очерёдность действий, ход выполнения работы, знакомит с изделиями мастеров выполненных в разных техниках ДПИ, а цветные иллюстрации привлекают внимание детей, передают красоту изделий, помогают найти цветовое решение и оформление  своей поделки.

Презентации,  выполненные  обучающимися   по индивидуальным творческим проектам,  позволяют им выбрать работу в соответствии со своими знаниями, умениями и навыками, продумать  ход её выполнения  и какие материалы понадобятся  в процессе работы.

Компьютер используется для закрепления пройденного материала, когда обучающиеся на итоговых занятиях по изученной технике  сами выбирают работы  по желанию из подобранного педагогом материала, и видят, как она будет выглядеть в цвете (не всегда есть возможность распечатать цветные картинки). Им даётся  возможность самим оценить свои знания  и  умения в освоенной  технике и применить их на практике, самостоятельно выбрав работу.

На этапе контроля и самоконтроля детям предлагается возможность проверить свои знания по изученным темам, работая с кроссвордами и таблицами. Им предлагаются   такие задания: «Назови техники ДПИ», «Что лишнее?», «Что необходимо для работы?»  и т.д. Это могут быть задания на компьютере в виде презентации или карточках, распечатанные на принтере. На принтере можно распечатать схемы, шаблоны, картинки, надписи к открыткам и т.д.

По  программе идёт много тем, связанных с изготовлением открыток (открытки к праздникам, открытки – сюрпризы) и при их декорировании используются распечатанные на принтере цветные надписи, картинки, фоны, которые дети подбирают сами. Это делает открытки красочными и  яркими, отличающимися друг от друга своим оформлением.

Особенно необходимым  оказался принтер при выполнении работ  на цветных иллюстрациях из календарей («Панно в технике айрис фолдинг»), когда необходимо подобрать картинки (айрис-схемы), которые будут «вписаны» в сюжет иллюстрации. Дети  подгоняют их по размеру, распечатывают на принтере —  у них всегда есть возможность примерить схему  и в случае необходимости изменить её размер. Использование принтера  позволяет разнообразить деятельность, проявить инициативу и творчество во время работы.

Использование устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира – сканировать изображения, снимать и  фотографировать  процесс  образовательной деятельности, детские работы (создавать мастер-классы, презентации детских работ и др.).

Стало традицией фотографировать работы детей и размещать их  в фотоальбомы медиатеки.  Это позволяет  увидеть работы тех, кто занимается в других группах или занимался раньше, заинтересовать и стимулировать  обучающихся на  изготовлении новых поделок (если сделали другие, то смогу и я). Фотографии лучших работ размещаются на личном сайте педагога и участвуют в интернет конкурсах ДПИ  — это  тоже является дополнительным стимулом для поддержания интереса к занятиям прикладным творчеством. Фотоальбомы  используются при подготовке презентаций  и отчета о работе педагога, представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Практика показала, что использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, дифференцировать образовательную деятельность обучающихся, активизировать внимание и познавательный интерес, стимулирует умственную деятельность, способствует повышению интереса к обучению, его эффективности. Развивает у них самостоятельность творческие способности, потребность в самообразовании; умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.  Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к прикладному творчеству и качества образования.

Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. В конечном итоге, дети могут превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские, творческие изделия.