Использование информационных технологий в педагогической деятельности

Использование информационных технологий в педагогической деятельности


Вид программы: повышение квалификации для учителей педагогических работников.
Выдаваемые документы:
 удостоверение о повышении квалификации.

Промежуточная аттестация: зачеты, контрольные работы.
Итоговая аттестация: зачет.
Форма обучения: Заочная (дистанционная) (не отмечается в документах).
Стоимость обучения: 72 часа — 3500 рублей.

Занятия проходят на платформе дистанционного обучения: posidpo.ru/moodle

Требования к уровню начальной  подготовки:
умение работать в сети интернет,  пользоваться электронной почтой,   опыт работы с текстовым редактором и редактором презентаций,  с электронными таблицами.

Описание программыКак пройти курсЗаписатьсяВойти в курсФрагмент курса

Краткое содержание программы:

  1. Основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами ИКТ:  классификация наглядных средств обучения и их дидактические свойства, использование встроенного графического редактора Word для создания наглядных и дидактических материалов, использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе, работа с табличным процессором;
  2. Проектирование учебного занятия с использованием ИКТ.

  1. Записаться на обучение (там же выбрать программу)
  2. Ознакомиться с договором.
  3. Оплатить обучение в любом банке (образец квитанции)  или прямо на сайте с помощью банковской карты.
  4. Освоить материалы на сайте posidpo.ru/moodle, либо полученные по эл. почте. Для освоения материалов на сайте необходимо создать учетную запись через кнопку «ВХОД« (верхний правый угол).
  5. После прохождения курса и выполнения итоговой работы документ об образовании мы высылаем на Ваш почтовый адрес, указанный при регистрации.

С появлением компьютеров обучение стало более наглядным: на экране ПК реальные объекты нетрудно заменить их моделями. С помощью компьютерных программ можно создавать плакаты, схемы, рисунки, чертежи, видеоматериалы, слайды и другую технологическую документацию. Для реализации принципа наглядности на практике широко применяются компьютерные (информационные) технологии обучения, которые дают возможность преподавателю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Все большее использование компьютеров позволяет автоматизировать и упростить сложную работу учителя при создании различного рода наглядных пособий. Применительно к информатике наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. Поэтому учителям средней школы приходится самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал, приходится доставать в разных фирмах, занимающихся ремонтом компьютерной техники, схемы, платы.

Компьютеры нового времени предоставляют значительные возможности для обработки различного рода информации, в частности, с развитием мультимедиа-технологий все большую популярность приобретает использование мультимедийных презентаций в различных отраслях человеческой деятельности. Большое распространение мультимедийные презентации получили в учебном процессе, так как их использование позволяет в полной мере реализовать принцип наглядности.

Термин «мультимедиа» означает много сред. Такими информационными средами являются текст, звук, видео. Мультимедийная презентация — это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к пакета Microsoft Office стандартного приложения PowerPoint, рассматриваемого в этом случае уже не просто как система для подготовки коммерческих и других презентаций, а как хотя и простая, но полноценная инструментальная среда, К преимуществам Microsoft PowerPoint как инструментальной среды для разработки мультимедиа-приложений можно отнести:

• доступность (пакет Microsoft Office сегодня считается стандартным программным обеспечением практически для любого персонального компьютера);

• легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций;

• возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel;

• наличие встроенного языка программирования Visual Basic, позволяющего при необходимости реализовать требуемые интерактивные функции.

Многие учителя отдают свое предпочтение именно Microsoft PowerPoint, поэтому на сегодняшний день PowerPoint является одной из самых популярных программ разработки мультимедийных презентаций. Данная программа позволяет подготовить наглядные материалы к уроку, комбинируя различные виды наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. В программе Microsoft PowerPoint видеоурок — это набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически, через определенное время в соответствии с настройкой. Каждый слайд может содержать фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофильмы и мультипликацию. Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Мультимедийная презентация предлагается вниманию ученика (учеников) на экране монитора или, если имеется подключенный к компьютеру проектор, всем) классу на большом проекционном экране. Возможности данной программы так разнообразны, что она идеально подходит для создания наглядности: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Созданные в среде Microsoft PowerPoint мультимедийные презентации можно использовать в качестве наглядности и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми ученики могут воспользоваться во внеурочное время.

Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а также предполагаемой аудитории. Использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Мультимедийные презентации позволяют моделировать и демонстрировать в пространстве геометрические тела различной формы, показывать в динамике процессы и явления, использовать яркие, насыщенные, контрастные цвета, записать звуковое (музыкальное или текстовое) сопровождение. Все это способствует развитию пространственного воображения, привлечению большего внимания к изучаемому материалу. Просмотр и обсуждение презентации увеличивает и степень запоминания учебного материала. Систематическое использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании информатики позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Мультимедийные презентации, используемые в учебном процессе, можно разделить на три типа:

1. Статическая презентация — это презентация, при работе с которой ученик изучает информационный материал, размещенный на слайдах презентации, по не имеет возможности изменить содержимое слайдов. Последовательность просмотра слайдов статической презентации проектируется разработчиком презентации в виде жесткой навигационной схемы и не может быть изменена в процессе работы с презентацией.

2. Интерактивная презентация — это презентация, при работе с которой ученик помимо изучения информационных материалов может изменять содержимое слайдов (что необходимо при создании обучающих, тестирующих и контролирующих мультимедийных презентаций). Навигационная схема интерактивной презентации является динамической и представляет собой логическую схему, в которой переходы между слайдами реализуются с помощью базовых структур «развилка полная», «развилка неполная», «выбор» и управляющих логических переменных. Состояние этих переменных, а, следовательно, и последовательность перехода между слайдами, определяются действиями пользователя в процессе выполнения учебных заданий, размещенных па слайдах. Для реализации возможностей интерактивной мультимедийной презентации используются элементы управления, программируемые с помощью интегрированного в прикладные программы Microsoft Office(B том числе и программу PowerPoint) языка программирования Visual Basic for Applications (VBA).

3. Квазиинтерактивные мультимедийные презентации имеют жесткую навигационную схему, но представляют пользователю возможность выполнения заданий, которая может быть реализована двумя способами:

задание выполняется в среде другого приложения, запущенного с помощью гиперссылки, установленной на элементе меню, размещенном на слайде; документ выполненного задания записывается в файл, приложение закрывается с возвратом на слайд, с которого оно было запущено; на слайде размешаются элементы управления Флажок, Поле и Переключатель. Данные элементы не программируются, и их состояние изменяется пользователем и фиксируется только на слайде в режиме реального времени; после выполнения всех заданий презентации сохраняется на диске компьютера со всеми установленными пользователем состояниями элементов управления.

Использование мультимедийных презентаций на уроках информатики помогает и учителю в преподавании предмета и ученику в освоении предмета. Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.

Если ученик работает с презентацией самостоятельно, то он имеет возможность выбрать удобный для себя темп, не подстраиваясь под преподавателя или других учеников. В результате создается комфортная для каждого обстановка, что благотворно влияет на формирование мотивов самообразования и социального сотрудничества. Когда учащиеся сами участвуют в процессе познания, управляя своими действиями и корректируя скорость работы, они чувствуют себя не объектами, а руководителями учебного процесса» а это значительно повышает интерес к учебной деятельности.

Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

• информация на экране должна быть структурирована;

• визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

• темп работы должен варьироваться;

• периодически должны варьироваться яркость цвета и /или 1ромкость звука;

• содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

Мультимедийные презентации используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные презентации применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, для чего предназначен мультимедийный урок.

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков:

· урок овладения новыми знаниями (усвоения новых знаний, первичного ознакомления с материалом);

· урок формирования и совершенствования, умений и навыков (применения полученных знаний на практике);

· урок обобщения и систематизации знаний (закрепления и повторения знаний);

· контрольно-проверочный урок (контрольный);

· комбинированный урок, на котором решается несколько дидактических задач.

Презентации можно выгодно внедрить в любой тип урока, но сегодня наблюдается следующая тенденция; большинство учителей используют мультимедийные презентации в качестве наглядности на уроках овладения новыми знаниями.

Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения:

• подготовка к усвоению новых знаний;

• усвоение новых знаний, умений;

• их закрепление и систематизация;

• применение на практике.

Соответствующий данной структуре тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так;

• организация работы;

• повторение изученного (актуализация знаний);

• изучение новых знаний, формирование новых умений;

• закрепление, систематизация, применение знаний на практике;

• задание на дом.

На таком уроке учитель имеет возможность достижения: нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего числа всех проводимых уроков.

Относительно этапов урока, многие учителя применяют мультимедийные презентации в качестве наглядности на этапе изучения новых знаний, формирования новых умений. Но мультимедийные презентации в качестве наглядности можно использовать на различных этапах урока, все зависит от целей и задач, которые должны быть достигнуты участниками педагогического процесса.

Презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

· возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

· обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

· иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали;

· применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей, увеличить интенсивность урока;

· сокращается время, которое на обычном уроке учитель расходует, делая записи на доске;

· есть возможность вернуться к предыдущему слайду, если ребенок пропустил какой-то момент урока;

· повышается интерес учащихся к изложению материала, так как на уроке задействуются все органы чувств ребенка, наглядность способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;

· компьютерные приложения с использованием технологии мультимедиа позволяют наглядно продемонстрировать даже те явления и процессы, которые не могут быть показаны путём непосредственного эксперимента в школьном классе.

Все вместе это обеспечивает эффективность восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков па каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Так же стоит выносить на слайды все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и написание слушателями. Практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка.

То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и

быстрота. Но существуют и недостатки использования презентаций, и самый главный недостаток — это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно).

Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Любой учитель информатики при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации (именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, позволяет создать положительную мотивацию учения, прежде всего благодаря высокой наглядности представления информации и внесения элемента новизны, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме.

Записаться на курс