Использование интерактивных методов обучения в общеобразовательной школе

О.В.Хороших, Н.В.Хурсенко
МБОУ «СОШ №3», г.Братск

 

Использование кейс-технологии как интерактивной формы проведения бинарных уроков в общеобразовательной школе
 

Согласно с новыми требованиями заложенными стандартами образования к портрету выпускника школы на образовательное учреждение возлагается задача формирования следующих компетенций:

  • готовность к учебному сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • осознание себя личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок, выполняющей свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Очевидно, что поставленные задачи могут быть достигнуты только при условии использования традиционных методов обучения  наряду с  нестандартными подходами к процессу обучения. Таким образом, перед педагогом встает необходимость сделать процесс обучения более эффективным, чего можно достигнуть за счёт использования современных образовательных технологий, способствующих более эффективному восприятию учебного материала, что предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

— пассивная  — обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

— активная — обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

— интерактивная — взаимодействие.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности т.е. такой способ познания который основан на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются коммуникативные УУД. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Таким образом создается такая среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску, отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

— интерактивная экскурсия,

— кейс-технологии и сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций),

— круглый стол и  мозговой штурм,

— дебаты и учебные групповые дискуссии,

— деловые и ролевые игры или тренинги,

— творческие задания и работа в малых группах,

— метод портфолио и метод проектов,

— и многое другое

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  1. пробуждение у обучающихся интереса;
  2. эффективное усвоение учебного материала;
  3. самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  4. установление взаимодействия, обучение работать в команде, проявление толерантности;

В своей работе при проведении бинарных уроков по таким предметам как русский язык, литература и информатика наиболее  приемлемым считаем метод кейс-технологии.  Также эту технологию используем при проведении занятий по формированию финансовой грамотности в рамках работы инновационной площадки на базе школы.

При проведении данных  уроков для  ребят готовятся 3-4 кейса, включая медиа-кейс используя которые ребята не только извлекают информацию по предмету, но и создают, а затем еще и защищают итоговый продукт в виде презентаций, электронных таблиц, коллажей, видеороликов и др.

Так в нашей методической копилке имеются следующие разработки:

  • Поэтический мир Николая Рубцова
  • Влияние природы на внутреннее состояние человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Налоги и налоговая система РФ
  • Как уберечься от финансовых мошенников

Итоговым продуктом служат видеоролики, созданные в различных видеоредакторах.

  • Тема счастья на страницах повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»
  • Творческий и жизненный путь Н.В.Гоголя в преддверии изучения повести «Тарас Бульба»
  • Тренажер по теме «Одна и две Н в суффиксах разных частей речи» для 9 класса
  • Береги пенсию с молодости.

Итоговым продуктом служат презентации, созданные в различных приложениях (PowerPoint, Google Slides, LibreOffice Impress, Prezi и др.)

  • КИМ к уроку русского языка по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
  • Создание интерактивного кроссворда к уроку литературы по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
  • Планируем семейный бюджет
  • Как правильно вложить свободные средства?
  • Учимся считать деньги: кредит или накопление?

Итоговым продуктом служат работы, созданные в программе Microsoft Excel.

Практика проведения уроков в кейс-технологии как одной из форм интерактивного обучения доказывает его эффективность в формировании УУД обучающихся.

Также стоит отметить, что использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий и создает ситуацию успеха обучающимся с различными способностями.

Мы подошли к выводу, что  интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данная форма обучения также помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Таким образом, становится очевидным, что для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающийся должен быть вовлечён в разнообразную деятельность посредством интерактивных форм обучения.