Использование координационной лестницы для развития двигательных качеств на занятиях физической культурой в детском дошкольном образовательном учреждении
Подготовил:
Маслов С.А.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении» Ж.-Ж. Руссо.
Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.
По мнению многих ученых переедание и гиподинамия приводят к ускоренным изменениям в организме дошкольника, в первую очередь увеличению веса и роста. При этом внутренние органы отстают в своем развитии. Как следствие возникают разного рода отклонения и заболевания.
В соответствии с ФГОС основными задачами физической культуры в дошкольном учреждении является укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, обучение детей жизненно необходимым двигательным навыкам. Физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, равновесия, с правильным выполнением основных движений: ходьба, бег, прыжки, повороты в разные стороны, не нанося ущерба растущему организму.
На физкультурных занятиях в нашем детском саду стала использоваться координационно-силовая лестница. Это позволило разнообразить занятия по физкультуре в зале и на улице.
Оборудование:
Лестница, состоящая из прочных нейлоновых лент 3 метра и 6 гибких пластиковых реек. Ширина лестницы – 46 см, расстояние между планками – 46 см.
Актуальность:
Координационная лестница – тренажёр, позволяющий развивать скоростные навыки при выполнении движений на коротких дистанциях, для развития маневренности, силы, выносливости, координации движений. Скоростная лестница – инвентарь легкий в хранении и транспортировке. Удобство и оперативность в подготовке к занятиям и сборка в конце, с этими задачами могут справиться даже дошкольники. Ее можно использовать на занятиях в зале и на уличной площадке.
Применение ее в детском саду имеет большие возможности: от изучения различных видов движений до использования в играх и эстафетах, как основного или вспомогательного инвентаря.
Цель:
Развитие у детей дошкольного возраста скоростных навыков, координации движений и ориентации в пространстве
Задачи:
Приобретать и совершенствовать навыки в ходьбе, беге в разном темпе, прыжках, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве. Совершать движение с изменением направления.
Координационная лестница – это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий.
Оздоровительный эффект от занятий на координационной лестнице:
- Во время выполнения упражнений на координационной лестнице тренируется сердечнососудистая система, вырабатывается выносливость.
- Выполнение упражнений на координационной лестнице тренирует, как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, образующие опорно-двигательный каркас. Каркасные мышцы расположены очень глубоко, их труднее тренировать, мало видов упражнений, способных их задействовать.
- Занятия на лестнице помогают ребенку быть быстрее, подвижнее и ловчее, тем, что заставляют неврологическую систему посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Повторяя одни и те же упражнения, постоянно увеличивая темп, вы приучаете мозг и нервную систему к более быстрым движениям – именно так достигается стабильный прогресс!
Координационная лестница – это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для тренировок спортсменов во многих видах спорта. Ее используют как для индивидуальных, так и для групповых занятий.
Тренировка на координационной лестнице помогает дошкольникам развивать скоростные, скоростно-силовые и координационные способности. Использование лестницы комплексное: можно проводить и разминку и заниматься основной деятельностью.
При занятиях на координационной лестнице – можно регулировать уровень нагрузки, что делает эти занятия еще более привлекательными.
Упражнений выполняемых на координационной лестнице множество Часть из них используется для СФП, предназначенной для конкретного вида спорта. Но в основном практически все направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса, развития чувства ритма тела и координации, что очень подходит для ОФП от дошкольников до людей любого возраста.
Основные правила занятий на координационной лестнице:
- Лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов лестниц и по обе стороны от них.
- Начинать с разминки медленно, постепенно;
- При выполнении упражнений не наступать на планки, ступни должны находиться в подвешенном состоянии, и пружинить от квадрата к квадрату.
- Избегать утомления!
При тренировках с лестницей используются 4 основных навыка:
- – бег
- – бег вприпрыжку
- – приставные шаги
- – прыжки.
При составлении программы тренировок, нужно использовать эти основные навыки именно в таком порядке и вновь возвращаться к бегу.
Использованная литература
- Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. – М.: Знание 1979 г.
- Жилкин А. И. Легкая атлетика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
- Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста / Л.В. Руднева, М. И. Капралова, М. В. Куликова. — Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2015 .— 108 с. — ISBN 978-5-87954-917-1