Использование темы ГТО для проектно-исследовательской деятельности учащихся по ФГОС

СЕРТИФИКАТ

Автор: Агафонова Альфия Раульевна,

учитель физической культуры

 высшей квалификационной категории

МБОУ г. Иркутска СОШ №28

 

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.

Школьные научно-практические конференции, на которых дети представляли свои исследовательские и проектные  работы, проходят в нашей школе 15 лет. В них до недавнего времени ученики принимали участие только по желанию. Обычно я руководила 2-3 проектами, которые выполняли хорошисты и отличники.  Однако, с переходом первого поколения детей, обучающихся по ФГОС, в среднюю школу, такие проекты обязаны стали делать все ученики. То есть теперь мне приходится руководить 12-15 проектами, большинство из которых делают ученики, испытывающие трудности в обучении, т.к. такие ребята не справляются с более сложными предметами – русским или английским языком, математикой, физикой и т.д. В этой ситуации для меня остро встал вопрос поиска тем для исследовательских работ. Ведь нужно, чтобы работа заинтересовала ребёнка, была актуальной, имела исследовательскую и экспериментальную направленность и была доступной для понимания.

И я нашла для себя выход в использовании темы ГТО. Во-первых, возрождение  и пропаганда комплекса ГТО – очень актуальная тема сегодняшнего и завтрашнего дня. Она имеет хорошую историю, доступна для понимания всех ребят и  дает возможность практических исследований и экспериментов.

Условно работу по данной тепе мы назвали «ГТО в нашей жизни». Работа делится на 4 этапа.  Первый этап наших исследований мы посвятили истории возникновения и возрождения комплекса ГТО, его значение для Советского Союза в предвоенные годы, когда советские спортсмены не допускались к международным соревнованиям, и в годы Великой Отечественной войны. Так же ребята исследовали историю собственных семей – кто из старшего поколения сдавал нормы ГТО, что это были за испытания, какую роль они сыграли в их жизни. Были проведены исследования, как ученики нашей школы проходили испытания, какие из них вызвали наибольшие трудности. Сколько выпускников получили золотые значки и как они им пригодились при поступлении в ВУЗы. Так же мы затронули тему юных спортсменов, провели исследования с целью узнать, как влияют занятия определённым видом спорта на возможность сдать определённые нормы ГТО без предварительной подготовки. Такими исследованиями занимаются учащиеся 5-6 классов.

Второй этап посвящен исследованию и развитию отдельных физических качеств для успешной сдачи тестов, вызывающих наибольшее затруднения. Здесь мы используем такие темы – развитие силы на уроках физической культуры и при самостоятельных занятиях, развитие специальной выносливости, развитие и сохранение гибкости в домашних условиях, значение дыхания в кроссовой подготовке, можно ли совмещать бег и курение, освоение скоростных поворотов при обучении плаванию, и т.д. Все исследования ребята проводят в основном на себе, выбирая тот норматив, который при начальном исследовании был на низком уровне. Этими исследованиями занимаются учащиеся 7 классов.

На третьем этапе из результатов исследования семиклассников учащиеся 8 класса разрабатывают  и апробируют комплекс занятий для подготовки к успешной сдаче полного комплекса нормативов ГТО. В исследовании принимали участие 2 группы восьмиклассников – в первой ребята, изначально имеющие хорошую физическую подготовку, а во второй – те ученики, физическая подготовка которых оставляет желать лучшего. По результатам исследования мы изготовили  брошюры с рекомендациями подготовки к сдаче норм ГТО.

На четвертом, завершающем этапе, когда дети будут учиться в 9-10 классе, мы попробуем массово подготовить ребят, чтобы по достижении ими V возрастной ступени большинство из них успешно справилось с испытаниями и получило золотые значки. Эти значки и станут практическим итогом нашей работы.

Таким образом, использование темы ГТО позволяет проводить исследовательские проектные работы большим количеством учеников, является актуальной и востребованной, воспитывает в детях интерес к истории своей Родины через историю семьи и является ненавязчивой пропагандой здорового образа жизни.