Иванова Г. Н. Применение практико-ориентированного подхода в среднем профессиональном образовании на учебных занятиях по химии

Применение практико-ориентированного подхода в среднем профессиональном образовании на учебных занятиях по химии

Application of practice-oriented approach in secondary vocational education in the classroom in chemistry

Иванова Галина Николаевна

Ivanova Galina Nikolaevna

преподаватель ГБПОУ ИО ИТТРиС, г. Икутск

galya.ivanovi@list.ru

Аннотация. В статье приведены подходы к формированию компетенции на понимание сущности и социальной значимости будущей профессии «Машинист локомотива».  Акцент делается на овладение обучающимися понятийным аппаратом профессиональных слов на основе развития логического мышления  в процессе установления причинно-следственных связей.

Annotation. The article presents approaches to the formation of competence for understanding the essence and social significance of the future profession «Locomotive Engineer». The emphasis is on mastering the students by the conceptual apparatus of professional words on the basis of the development of logical thinking in the process of establishing cause-effect relationships.

Ключевые слова: технология критического мышления, скорость химической реакции, профессиональная лексика, практико-ориентированный подход.

Keywords: critical thinking technology, the speed of chemical reaction, professional vocabulary, a practice-oriented approach.

              

В настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. В образовательном процессе каждая дисциплина создает предпосылки для  формирования  у обучающихся  ключевых  компетенций:  ценностно-смысловой,    учебно-познавательной, информационной.

Для проведения аудиторных занятий также необходимо создавать условия практико-ориентированного обучения. Это можно достичь с помощью применения различных форм организации учебного процесса. Целью деятельности является формирование средствами дисциплины химии компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. На уроках химии можно   применять различные формы и методы для эффективного обучения, в том числе такую,  как   технология критического мышления. Творческие способности обучающегося можно развить, создав для этого специальные условия. Организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется   инструментом, который позволяет разрешить и реализовать педагогические задачи. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией [1].

Сущность данной технологии заключается в  развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Думать «критически» это проявлять любознательность; использовать исследовательские методы; ставить перед собой вопросы; вскрывать причины и последствия фактов;   вырабатывать свою точку зрения и  отстаивать её логическими доводами. [1]  Применение таких форм обеспечивает  постепенное погружение в реальную профессиональную среду, что способствует более быстрой адаптации выпускников на рабочем месте и в профессиональной среде. Практико-ориентированная технология обучения позволяет студента из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. [2]

Сформированность данной компетенции на базовом уровне можно оценить на основе следующих признаков: знание студентом основных источников информации, необходимых для изучения темы, основных критериев его оценки. Для высокого уровня развития описываемой компетенции необходимы следующие признаки: умение логически думать и анализировать материал  в соответствии с образовательными целями. При этом обучающийся должен продемонстрировать, что он владеет приемами ведения профессиональной дискуссии, умениями осуществлять собственную проектировочную деятельность.  [3]

Рассмотрим примеры  практико-ориентированных задач по теме: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» и попробуем выстроить алгоритм формирования общей компетенции на понимание сущности и социальной значимости будущей профессии «Машинист локомотива». Данные задачи выстроены в технологии критического мышления….

Для решения логической задачи №1 необходимо представить обучающимся таблицу, где по параметрам некой скорости и времени, надо определить путь, а также показать   рисунки предметов: башмак, уголек, щечки. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: Что объединяет эти объекты с формулой?  Могут ли эти названия предметов встречаться в транспортных средствах вашей профессии? В ходе рассуждений и сравнения объектов, обучающиеся должны прийти к выводу, что эти понятия взаимосвязаны и будут встречаться в их будущей профессии на железнодорожном транспорте. Эти устройства служат для создания электрического соединения между контактным проводом и электрическими цепями, а также для   передачи его в цепи тяговых  электрических машин и оборудования движущегося транспорта. Изучив их более основательно, приходим к выводу, что транспортное средство не сможет снять ток с токоприемника и поехать.

Данная задача предназначена для решения таких учебных задач, как овладение  понятийным аппаратом профессиональных слов на основе развития логического мышления  в процессе установления причинно-следственных связей. Обучающийся, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

 Где можно явление движения или скорости встретить в химии?  Для нахождения ответа на этот вопрос предлагаем обучающимся   проанализировать формулу нахождения скорости механического движения V =S/t  и связать ее с демонстрацией  опыта «Скисание молока».  Опыт показывает, что в процессе скисания молока изменилось количество вещества молока и простокваши, а значит за определенное время, можем сказать изменилась и скорость химической реакции, т.е. делаем вывод, что скорость химической реакции – это изменение количества вещества (концентрации) в единицу времени.

Развитие логического и ассоциативного мышления обеспечивают развитие личности обучающегося. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата — тщательно обдуманного, взвешенного решения в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степени уверенности, с которой мы это делаем.

О. Д.-С. Кендиван сформулировал определение понятия «практико-ориентированная химическая задача», отражающее особенности ее содержания так:  «Практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компетентностей обучающегося и выявление химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности». Задачи такого рода развивают любознательность, формируют творческое отношение к процессу познания, развивают интеллект, повышают химическую компетентность и расширяют кругозор. В результате решения практико-ориентированных задач они  учатся применять приобретенные знания на практике, в повседневной жизни для безопасного обращения с химическими веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Практико-ориентированные задачи направлены на формирование   также и метапредметных компетентностей. [4]

В практико-ориентированном учебном процессе применяется имеющийся у обучающихся жизненный опыт, а также формируется новый опыт на основе  приобретаемых компетенций. Таким образом,    формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста.

Практико-ориентированное обучение осуществляет единство эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска обучающихся. Практическая значимость его состоит в том, что  в учебный процесс  производится  выбор методов, средств и форм обучения в соответствии с функциями и правилами реализации  обучения. Данный подход позволяет обучающимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. Реализация практико-ориентированного обучения закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения является творческим, в котором учебная деятельность для обучающихся является успешной, а знания – востребованными. [5]

Библиографический список:     

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
  2. Вострикова К.Г., Практико-ориентированный принцип обучения математике . [Дата обращения: 05.02.2018 г.]
  3. Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 538 с. Статья Краснова О.М. «Формирование методической компетентности будущего учителя на основеинтеграции педагогических традиций и инноваций»
  4. Касимова С.П. Статья по химии (8,9,10 класс) на тему «Практико-ориентированные задачи при обучении химии в непрофильных классах»…https://nsportal.ru/…/praktiko-orientirovannye-zadachi-pri-obuchenii-himii-v-neprofil [Дата обращения: 09.02.2018 г.]
  5. Калугина И.Ю. Диссертация и автореферат на тему «Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся», Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, 2000г. dissercat.com › … › Общая педагогика, история педагогики и образования [Дата обращения: 10.02.2018 г.]