Козулина Диана Владимировна К вопросу об административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора

К вопросу об административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора

To the question of administrative responsibility for the failure of the prosecutor’s legal requirements

Козулина Диана Владимировна

Kozulina Diana Vladimirovna

Студентка ИЮИ (ф) УП РФ, г. Иркутск

diana_kozulina@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос обеспечения механизма реализации ответственности за невыполнение законных требований прокурора. Автором внесены предложения по совершенствованию правового механизма реализации надзорных полномочий прокурора в целях повышения гарантий эффективности прокурорского надзора.

Annotation. The article considers the issue of providing a mechanism for the implementation of responsibility for non-compliance with the prosecutor’s legal requirements. The author made proposals on the improvement of the legal mechanism for the implementation of the supervisory powers of the prosecutor with a view to improving the effectiveness of the prosecutor’s supervision.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, административная ответственность, административное правонарушение.

Keywords: prosecutor, prosecutor’s supervision, administrative responsibility, administrative offense.

Одна из актуальных проблем эффективности прокурорского надзора – обеспечение механизма реализации ответственности за невыполнение законных требований прокурора. Данное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), препятствует реализации функций органов прокуратуры, а конкретно обеспечение верховенства закона не достигается, создаются условия, способствующие развитию нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [4] требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечёт за собой установленную законом ответственность. Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе должностных лиц за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Как правило, невыполнение законных требований прокурора выражается в:

  1. Непринятии надлежащих мер по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования;
  2. Непредставлении или представлении с существенным нарушением установленного срока истребуемой информации или документов, необходимость в которых возникла в процессе осуществления надзорной деятельности;
  3. Неявка вызываемых лиц, в том числе должностных, для дачи объяснений по фактам нарушения законов.

Рассмотрим пример. По выявленным нарушениям прокуратурой района 17.11.2015 г. в адрес администрации Рудногорского городского поселения было внесено представление об устранении Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» с требованием рассмотреть указанное представление прокурора по существу с участием представителя прокуратуры района, принять меры направленные на организацию бесперебойного теплоснабжения на территории Рудногорского муниципального образования, создания нормативно-эксплутационного запаса топлива на период отопительного сезона 2015-2016 г.г. на котельной ДКВР п. Рудногорск, обслуживаемой ООО «Стимул», о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района в письменной форме. Данное представление получено главой Рудногорского городского поселения Б. лично 18.11.2015 г. Однако представление прокуратуры района не рассмотрено, ответ о результатах его рассмотрения до настоящего времени в прокуратуру района не направлен.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

 Однако администрацией Рудногорского городского поселения в течение месяца со дня внесения представления не были приняты меры по рассмотрению данного представления, о дате и времени рассмотрения данного представления прокурор Нижнеилимского района не извещен, меры устранению допущенных нарушений закона указанных в представлении не выполнены.

В соответствии со ст. 24 Устава муниципального образования «Рудногорского городское поселение» Глава муниципального образования «Рудногорское городское поселение» — высшее должностное лицо поселения. Глава муниципального образования «Рудногорское городское поселение» исполняет полномочия Главы администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение», обеспечивает исполнение полномочий по решению вопросов местного значения. В соответствии с решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии № 72/607 от 19.10.2012г. избранным главой муниципального образования «Рудногорское городское поселение» зарегистрирован Б.

Таким образом, в действиях главы Рудногорского городского поселения Б., не выполнившего законные требования прокурора, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Объектом правонарушения является общественные отношения, посягающие на институты государственной власти.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражена в бездействии по исполнению законных требований прокурора, а именно в не уведомлении прокурора о дате и времени рассмотрения представления, не направлении в месячный срок администрацией Рудногорского городского поселения ответа в прокуратуру о результатах рассмотрения представления и принятых мерах направленных на устранение допущенных нарушений.

Субъективная сторона правонарушения — бездействие главы Рудногорского городского поселения Б., т.е. непредоставление ответа на представление прокурора №07-23-2015 от 17.11.2015 в установленный срок.

Субъектом правонарушения является должностное лицо – глава Рудногорского городского поселения Б.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных  или  административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, в результате невыполнения требований прокурора главой Рудногорского поселения Б. были созданы препятствия реализации полномочий прокурора, соответственно, меры, направленные на организацию бесперебойного теплоснабжения на территории Рудногорского муниципального образования, не были предприняты вовремя, что нарушило права граждан, проживающих на данной территории.

В связи с тем, что ст. 17.7 КоАП РФ обеспечивает правовой механизм реализации надзорных полномочий прокурора и является одной из важнейших гарантий эффективности прокурорского надзора, следует установить всесторонний учет движения и результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ и связанных с умышленным невыполнением требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. [7]

На данный момент по указанной категории учета существует два отчета: «Отчет о рассмотрении федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями дел об административных правонарушениях» по форме 1-АП [6] и статистический отчет «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме ОН. [5]

Первый учитывает результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ в целом, а второй предусматривает показатели количества возбужденных прокурорами дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ.

Поэтому, в целях выявления эффективности осуществляемого производства по делам об административных правонарушениях данной категории, видится возможным следующее:

  1. Учет показателя количества возвращенных судьями постановлений прокуроров о возбуждении дел об административных правонарушениях для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);
  2. Учет показателя количества прекращений производства по делам об административных правонарушениях этой категории;
  3. Учет показателя движения возбужденных прокурорами дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, соотносительно стадиям производства по делам об административных правонарушениях.

Также автор солидарна с позицией ряда ученых [1; 2; 3], полагающих, что для предупреждения и снижения количества фактов невыполнения законных требований прокурора органами (должностными лицами) органов государственной власти и местного самоуправления, необходимо наладить эффективное взаимодействие прокуратуры с вышеуказанными  органами власти и должностными лицами, в части исполнения действующего законодательства (правовое просвещение, работа в межведоственных комиссиях и рабочих группах, антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, участие в заседаниях представительных и исполнительных органов власти и др.).

Библиографический список:

  1. Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В. и [др.]. Криминология. Общая часть. Учебник. – Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). – 303 с.
  2. Акчина А.Н., Евдокимов К.Н., Земцова Е.С. Актуальные вопросы проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 4. С. 155-158.
  3. Евдокимов К.Н., Ефимушкина К.Э. Некоторые вопросы антикоррупционной деятельности на уровне местного самоуправления // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 4. С. 76-79.
  4. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 03.08.2018 г.) – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении и о введении в действие статистического отчета «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме, ОН и инструкции по его формированию [Электронный ресурс] : приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016. № 828 (ред. от 19.12.2017) – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 03.09.2018)
  6. Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики [Электронный ресурс] : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.12.2007. № 169. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 02.09.2018).
  7. Субанова Н. В. Административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора: проблемы правоприменения / Н. В. Субанова // Юридическая мысль. – № 1. – 2012. – С. 99.