Кабачная М. А., Кузнецова А. П. Проблема исполнения конституционной обязанности: уплата налогов и сборов

Проблема исполнения конституционной обязанности: уплата налогов и сборов

The problem of fulfillment of the constitutional duty: payment of taxes and fees

Кабачная Мария Андреевна

Kabachnaya Maria Andreevna

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г.Иркутск

kabachnaya99@mail.ru

Кузнецова Ангелина Павловна

Kuznetsova Angelina Pavlovna

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г.Иркутск

angelina_kuznetsova_99@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается проблема исполнения такой    конституционной обязанности как уплата налогов и сборов, различные причины неуплаты, виды задолженности, пути решения данной проблемы и сводные статистические данные Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации.

Ключевые слова: налоги, уклонение от уплаты налогов, теневая экономика, финансовая политика.

Annotation. The article raises the problem of fulfillment of such constitutional duty as payment of taxes and fees, ways of solving this problem and summary statistics of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation.

Key words: taxes, tax evasion, shadow economy, tax policy.

На сегодняшний день растет количество уголовных дел связанных с уклонением от уплаты налогов или задолженностью в крупном или особо крупном размере. Исходя из статистических данных, можно сказать, что граждане Российской Федерации не исполняют свою обязанность по многочисленным причинам, будь то экономические, политические или моральные, т.е когда человек по собственной воле отказывается платить налоги.

Действующее законодательство, в частности, российское уголовное законодательство, определяет данное правонарушение в статьях 198,199, 199.1, 199.2  УК РФ.  [6] С точки зрения Налогового Кодекса РФ [4],  за данное налоговое правонарушение предусмотрена ответственность по ст.106-109, 110 п.2, 122,129.3, 129.5  НК РФ. Налоговый кодекс так же дает рамки определения неуплаты налогов в крупном и особо крупном размерах, как для физических, так и для юридических лиц. Например, для физических лиц крупным размером считается неуплата более 600 000 рублей, а для юридических лиц более  2 000 000.Особо крупный размер для физических лиц варьируется от 3 000 000 до 9 000 000 рублей, для юридических более 10 000 000 рублей.

Важно так же отметить, что многие люди путают тот факт, что правонарушения в сфере неуплаты налогов не имеют никакого отношения к административным правонарушениям, об этом в своей статье говорит доктор экономических наук , профессор кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградского государственного университета Л.В. Перекрестова «…Важно отметить, что налоговое правонарушение не является разновидностью административного правонарушения, так как имеет совершенно другой состав». [5]  При анализе всех теневых операций можно ссылаться на труды российских ученых, например, на исследования Д. Макарова [3], который квалифицировал данные правонарушения на: неучтенные операции, псевдооперации и операции, преследующие скрытие части оборота. На данный момент растёт так же число так называемой «черной» бухгалтерии, то есть  документации, скрывающей реальные доходы физического или юридического лица, но,  как правило, «черную» бухгалтерию используют юридические лица для уклонения от уплаты налогов и сборов в более крупном размере. Изучая работу А.П.Киреенко [2], можно сказать, что она выделяет такие способы ухода от налогов как:

  1. занижение налогооблагаемого дохода, прибыли;
  2. Задержка перечисления налоговых платежей; 3.Ведение «черной» бухгалтерии. Таким образом, можно сказать, что уклонение от уплаты налогов будет являться формой незаконной минимизации обязательств по налоговым платежам, являющимся объектом налогового контроля и осуществляемого налогоплательщиками посредством различных правонарушений в сфере уклонения от уплаты налогов и сборов с целью снижения размера налогового вычета.

Теперь обратимся к судебной практике, а именно посмотрим сводный отчет за 1 полугодие 2017, за данный период поступило около 3,5 тысяч дел, связанных с преступлениями в сфере экономики. Из 3,5 тысяч дел, 1225 дел приходятся именно за неуплату налогов и сборов, а за аналогичный период  2016 года было принято 1159 дел, что свидетельствует о том, что происходит рост налоговых правонарушений на 2,5% и исходить из политики российского налогообложения, то напрашивается вывод о том, что рост правонарушений в данной сфере будет происходить и  дальше.

Государство, несомненно, должно разрабатывать способы решения данной проблемы, например,  Л.В. Перекрестова в своей статье предлагает несколько вариантов «…для более эффективной государственной политики в борьбе с налоговой преступностью необходимо:

1) совершенствовать законодательную и нормативную базы, что в итоге поможет ликвидировать «лазейки», используемые для уклонения от уплаты налогов;

2) ужесточить санкции против нарушителей налогового законодательства;

3) сформировать современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения». Необходимо так же отметить, что в условиях глобализации возрастает необходимость в международном сотрудничестве в сфере экономики, так как  большинство налоговых правонарушений уже выходят за рамки одного государства, в целях экономии денежных средств очень часто крупные предприниматели выводят свой капитал за границу, что отрицательно в дальнейшем будет сказываться на отечественном производстве и экономике соответственно. Необходимо усилить государственный контроль за юридическими и физическими лицами в сфере операций с денежными средствами и имуществом, ужесточить ответственность за нарушение правил ведения таких операций. Среди методов морального воздействия должна проводиться пропаганда, чтобы гражданин мог с наименьшим сопротивлением воспринимать необходимость фискальных платежей, это может быть реклама на баннерах, листовки, реклама в интернете и профилактические беседы с населением. Стоит отметить, что на сегодняшний день налоговый вычет имеет огромное значение для экономики, как нашей страны, так и для ее отдельных регионов, на этом в своей статье сделала акцент кандидат экономических наук Е.В. Барашева [1] «…бюджет области получает некоторый объем налоговых поступлений в сумме предоставленного кредита. Вместе с тем, развитие одного из секторов экономики увеличивают общий объем налоговых отчислений…»

Делая вывод всему вышесказанному, пути решения данной проблемы мы можем найти в совершенствовании нормативной базы, чтобы не было возможности обойти закон, в ужесточении наказания за совершения правонарушений в экономической сфере, улучшить взаимодействие компетентных органов в сфере налогообложения, создание определенных баз данных о физических и юридических лиц, ужесточить контроль при налоговых проверках юридических лиц.

Библиографический список:

  1. Барашева, Е.В. Модель отчисления в бюджет области в зависимости от объема инвестиций в  экономику региона // Экономика. —  №4 (28).-С. 73-74. — [Дата обращения: 12.02.2018 г.]
  2. Киреенко, А.П. Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов // Налоги и финансовое право. – 2012. – № 9. – С. 164–171. — [Дата обращения: 12.02.2018 г.]
  3. Макаров, Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. –1998. – №3. – С. 38–54.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СПС КонсультантПлюс — http://www.consultant.ru/  [Дата обращения: 12.02.2018 г.]
  5. Перекрестова, Л.В. Мероприятия по пресечению налоговых преступлений и уклонений от уплаты налогов физическими лицами [Текст] / Л.В. Перекрестова, М.В. Васильева, Г.Я.Чухнина // Международный бухгалтерский учет – 2013.- Вып. 16 (262). – С. 28-44. — [Дата обращения: 12.02.2018 г.]
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СПС КонсультантПлюс — http://www.consultant.ru/  [Дата обращения: 12.02.2018 г.]