Формирование профессиональных компетенций руководителя образовательной организации в условиях введения профстандарта

Формирование профессиональных компетенций руководителя образовательной организации в условиях введения профстандарта

Formation of professional competences of educational organizations in conditions of implementation of professional standards


Калимуллина Светлана Анатольевна

Kalimullina Svetlana Anatolyevna

к.п.н. доцент кафедры образовательного менеджмента

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва

kuprijanova31@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные требования, предъявляемые к руководителям образовательных организаций профессиональным стандартом, а также пути профессионального развития и формирования необходимых компетенций в условиях введения профессионального стандарта.

Abstract. the article describes the main requirements for the heads of educational institutions of professional standard, as well as ways of professional development and formation of necessary competences in the conditions of introduction of the professional standard.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, профессиональное развитие, руководители образовательных организаций Московской области.

Keywords: professional standards, professional competence, professional development, heads of educational institutions of Moscow region.

Модернизация российского образования обусловлена теми вызовами современности, которые стоят перед нашей страной и миром в целом. Изменения в науке, технологиях, которые стремительно входят в нашу жизнь, ставят перед образованием все новые и новые задачи, требующие быстрого и компетентного решения. Современная школа должна быть устремлена в будущее, понимать, что она готовит человека нового мира. Таких масштабных задач школа ещё не решала. К этому добавляется огромный разрыв поколений учителей и учеников. Дети лучше учителя ориентируются в цифровом мире, они окружены небывалым ранее массивом информации. Учитель потерял свою прерогативу быть единственным источником знания. Современные школьники и их родители нацелены в первую очередь на самореализацию, формирование необходимых современному человеку компетенций, которые помогут ему быть конкурентоспособным на рынке труда. Вырастает роль креативности, творческих способностей, умения работать в команде, наличие сформированного критического мышления.  Необходимо «посмотреть на мир глазами будущего выпускника», увидеть его потребности, которые мы должны удовлетворить уже сейчас. Современная школа как никогда должна уже сегодня закладывать фундамент будущего. Возникают вопросы: кто же может руководить такой школой, какими компетенциями должен обладать руководитель образовательной организации? Если когда-то считали, что директор школы в первую очередь должен быть хорошим учителем, то теперь все чаще говорят, что директор школы должен быть эффективным менеджером. Кто же такой эффективный менеджер? Это тот, кто управляет процессами и является лидером для подчинённых. Современный руководитель –  это не тот лидер, который подавляет своим авторитетом, заставляет людей поступать так или иначе, а тот, кто является вдохновляющими лидером, то есть способствует вовлеченности своих подчиненных в процесс, приводящий к достижению цели.       Руководитель школы должен создать для подготовки будущего выпускника все необходимые условия, организовать образовательный процесс, отвечающий современным требованиям и формирующий все компетенции школьника, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни. На руководителе лежит задача формирования команды педагогических работников, заинтересованных в достижении необходимого результата. Руководитель и сам должен обладать соответствующими компетенциями.

Государство понимает всю важность проблем, возложенных на руководителя образовательной организации, поэтому пытается регламентировать деятельность руководителя. Так Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. ЕКС пользовались при приеме на работу, составлении должностных инструкций. [1]

В настоящее время в связи с тем, что ЕКС устарел и уже не отражает реальную ситуацию. В связи с этим был разработан проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». Этот документ будет содержать в себе требования к квалификации работника, занимающего эту должность, а также краткое описание возложенных на него трудовых функций. Обобщённые трудовые функции директора школы: руководство образовательной деятельностью образовательной организации; руководство развитием образовательной организации; управление ресурсами образовательной организации; представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. Каждая из этих обобщенных функций раскладывается на ряд более простых функций, касающихся конкретных видов образовательных организаций. Характеристика отдельных трудовых функций   содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции.[2] Принятый профстандарт, как ожидается, позволит добиться следующих целей: повысится квалификация руководителей образовательной организации, что приведет к более эффективному управлению и лучшим конечным результатам. Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации еще не принят, и это не случайно. Все понимают значимость данного документа, есть время на его осмысление, на то, чтобы руководители смогли оценить свои компетенции и подтянуть их до необходимого уровня.

В соответствии с профессиональным стандартом руководитель образовательной организации должен обладать необходимыми профессиональными компетенциями. Профессиональные компетенции обеспечивают способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Выделяют также  специальные профессиональные компетенции, которые необходимые руководителю для решения вопросов, составляющих содержание процессов и функций, за которые он ответственен. То есть руководитель образовательной организации должен хорошо разбираться в особенностях образовательного процесса. Важными на современном этапе являются и финансово-экономические компетенции, они включают в себя системный анализ ситуации, принятие стратегических решений, привлечение внешних и внутренних ресурсов. Руководитель образовательной организации должен иметь и правовые компетенции, благодаря которым, руководитель выстраивает свою профессиональную деятельность в рамках российского законодательства.  Важной представляются и компетенции управления, которые отражают способность работать с информацией, управлять информационными потоками, процессами обучения и развития в организации. Компетенции управления знаниями включают в себя такие навыки, как поиск информации, концептуальное, аналитическое мышление, решение проблем, понимание сущности процессов организационного развития, обеспечение процесса приобретения сотрудниками новых знаний и навыков. Как уже упоминалось ранее руководитель должен лидером. Поэтому ему необходимо обладать лидерскими компетенциями. Данные компетенции относятся к сфере руководства и управления людьми.  Лидер направляет деятельность подчиненных в нужное русло для решения задач организации. Социальные, или межличностные компетенции относятся к способности строить и поддерживать оптимальные отношения с людьми (общественностью, государственными органами и другими заинтересованными сторонами). Хороший руководитель обладает социальными навыками, умеет мотивировать людей и предотвращает конфликты.

Формирование необходимых для руководителя компетенций в соответствии с профессиональным стандартом может идти разными путями. В первую очередь, руководитель должен провести самоанализ своей деятельности, выявить свои способности и недостатки, построить траекторию своего развития. Важным условием формирования профессионального развития является самообразование руководителя.  Однако и в этом случае руководителю не лишней будет помощь преподавателей дополнительного профессионального образования. Преподавателями кафедры образовательного менеджмента государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» были проанализированы запросы руководителей московской области на оказание консультативно-методической помощи. Данные опроса показали, что руководители остро нуждаются в такого рода помощи со стороны специалистов и готовы на тесное сотрудничество. Особенно руководителей волнуют вопросы финансового, правового, методического характера. С целью оказания научно-методической поддержки руководителям образовательных организаций Московской области на кафедре разработан и реализуется инициативный проект «Школа современного руководителя Подмосковья».

   В рамках данного проекта был проведен круглый стол «Развитие профессионально-образовательной среды руководителей в условиях введения профессионального стандарта» для административно-педагогических работников образовательных организаций. На круглом столе обсуждались вопросы введения профессионального стандарта руководителя, был разработан совместный план работы кафедры образовательного менеджмента и руководителей образовательных организаций по созданию и развитию профессионально-образовательной среды руководителей в условиях введения профессионального стандарта. План работы предусматривает обучающие семинары, вебинары. Планируется проведение совместных с преподавателями кафедры конференций и круглых столов.  В рамках проекта на кафедре действует в дистанционном режиме консультационный центр «Навигатор руководителя», на форуме которого руководители могут задать интересующий их вопрос по своей профессиональной деятельности и получить квалифицированный ответ специалиста. На основе запросов руководителей на кафедре разработаны новые программы курсов повышения квалификации, которые будут способствовать формированию профессиональных компетенций руководителей: правовой, финансовой, методической, по работе с проектами, формированию команд и других. Все большую популярность приобретают курсы дистанционные, а также в форме виртуальных стажировок. В рамках проекта планируется разработать и апробировать модель формирования профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций Московской области.

Библиографический список:

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета, № 237, 2010.
  2. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ “Об утверждении проекта профессионального стандарта “Руководитель образовательной организации” (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016) http://regulation.gov.ru/