Карелина Н.А. Практико-ориентированные технологии в формировании профессиональной мобильности студентов техникума

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Практико-ориентированные технологии в формировании профессиональной

 мобильности студентов техникума

Practice- ori­ented technologies in formation of professional mobility of technical school students

 

Карелина Надежда Анфиногентовна

Karelina Nadezhda Anfinogentova

Преподаватель ГБОУИО ИАТ, г. Иркутск

ms.n.karelina@mail.ru

 

Аннотация. Актуальность темы статьи  обусловлена внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в среднее профессиональное образование. Научный интерес к данной теме связан с изменениями взглядов общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению, воспитанию и формированию его профессионально-личностных качеств. Статья отражает применение практико-ориентированных технологий в формировании профессиональной мобильности студентов техникума.

Annotation. The topicality of the article is conditioned by the introduction of Federal state educational standard of the third generation in secondary vocational education. The scientific interest in this theme is caused by the changes in public opinion on the graduates and new requirements to training, education and their professional and personal qualities. The work considers application of practice-oriented technologies for the development of professional mobility  of technical school students.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, технология обучения, практико-ориентированные технологии, профессиональная мобильность, профессиональная деятельность, компетентностный подход

Keywords: secondary vocational education, educational technology,  practice- oriented technology, professional mobility, professional communication, competency approach.

 

В действующем Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО), прописаны требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена в виде общих и профессиональных компетенций, согласно которым выпускник должен ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, т.е. быть профессионально мобильным [2, с.4]. Понятие «профессиональная мобильность» не является новым для современной педагогики, однако оно становиться новой качественной характеристикой профессионального образования. Профессиональная мобильность выпускника среднего профессионального образования технического профиля, работающего в условиях инновационного производства, это способность самостоятельно осваивать новую технику и технологии при сохранении прежнего места работы, изменять профиль работы при сохранении отрасли промышленности или отрасль промышленности при сохранении профиля [1, с.61]. Основой профессиональной мобильности, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять при выполнении каких-либо заданий в области своей профессии. Профессионально мобильный специалист должен владеть навыками анализа, самостоятельного поиска необходимой информации, коммуникативными умениями, способностью применять полученные знания в профессиональной деятельности, быстро мобилизоваться и перестроиться в  новой ситуации. Эффективному формированию этих качеств личности в рамках образовательного процесса будет способствовать применение практико-ориентированных технологий.

Согласно ФГОС, при реализации образовательной программы допустима любая образовательная технология при условии, что она обеспечивает достижение предусмотренных учебной программой образовательных целей, требуемую полноту и уровень освоения учебного материала. Существует много классификаций технологий обучения. Каждая из них реализуется посредством применения различных методов. Причем одни и те же методы могут применяться в разных технологиях, на разных этапах учебного занятия и в разном качестве.

Студенты в процессе теоретического и практического обучения должны научиться собирать и анализировать новую информацию.

Эти навыки эффективно развиваются посредством технологии развития критического мышления, которая  очень популярна в последнее время и реализуется большим количеством методов. Частично-поисковый метод позволяет развить у студентов критическое мышление и  навыки анализа объекта, с которым студенты испытывают существенные трудности. Примером реализации данного методы является задание – проанализировать объект по плану (табл. 1).  По данному  плану можно проанализировать практически любой объект:  деталь, механизм, машину, явление или процесс. Например, редуктор предназначен для передачи вращательного движения в определенном передаточном отношении частоты вращения от двигателя к механизму.  Примеры: задний мост автомобиля, коробка передач, коробка скоростей станка и т.д.

В процессе работы обучающиеся могут использовать различные источники информации, в том числе свой опыт. Данная работа носит поисковый и продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом (выполняется по алгоритму).

Таблица 1

План анализа объекта

 Назначение  Состав Взаимодействие-причина Требования
— работа

— функция

— применение

— предназначение

-схема

-конструкция

— построение

— компоновка

-конфигурация

— размещение

— элементов

— параметров

— скорость

— ускорение

— среда

— влияние перехода

— переход

— условия

— значения величин

— min-max

— частота

— усилия

— прочность

— гибкость

— пластичность

— цикличность

— ТТД (живучесть,  долговечность, ресурс)

 

Результатом выполнения данного задания является развитие навыков анализа  и интерпретации информации, развитие технического мышления, умения самостоятельно получать необходимые данные с помощью дополнительной литературы и других источников информации, необходимых выпускнику для выполнения задач профессиональной деятельности.

Одной из эффективных практико-ориентиро­ванных технологий обучения, направленных на развитие корпоративной культуры, коллективной творческой активности обучающихся, ответственности и взаимопомощи является технология обучения в сотрудничестве. Примером данной технологии является бригадный метод обучения, сущность которого заключается в том, что задание выполняется в бригадах по 5-6 человек. В каждой бригаде выбирается бригадир, который получает наряд, распределяет и организует работу, контролирует процесс выполнения работы и конечный продукт. Каждый член бригады выполняет только определенную часть изделия общего производственного задания. Конечный результат при этом зависит непосредственно от результата каждого.

Пример задания: На токарном станке изготовить плашкодержатель для выполнения производственных работ.

В качестве задания, обучающиеся получают готовый плашкодержатель. В процессе выполнения задания каждый член бригады выполняет следующие этапы задания:

  1. Измерение деталей, входящей в состав сборочной единицы.
  2. Выполнение сборочного чертежа плашкодержателя.
  3. Выполнение чертежей деталей, входящих в сборочную единицу.
  4. Составление технологии обработки для каждой детали.
  5. Выбор оборудования, режущего и вспомогательного инструмента, режима резания для обработки каждой детали.
  6. Обработка деталей на станке.
  7. Контроль деталей.
  8. Сборка плашкодержателя из полученных деталей.

Данное задание носит комплексный, интегрированный характер, объединяет знания из различных учебных дисциплин и имитирует будущую профессиональную деятельность.

Применение практико-ориентированных технологий позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практиче­ское применение для решения конкретных задач будущей профессиональной деятельности. У обучающихся формируются качества профессионально мобильной личности, способной к самообразованию, творческому подходу к решению профессиональных задач,  обладающей навыками управлять коллективом и продуктивной коммуникации, способной ориентироваться в  условиях быстроразвивающегося инновационного производства.

Список источников:

  1. Карелина Н.А. Структура и содержание профессиональной мобильности студентов техникума//Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №10-13 С. 61-64
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 350)  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167700/ (дата обращения: 20.04.2017).