Кейс-метод как интерактивный метод обучения

Кейс-метод как интерактивный метод  обучения

Кейс-метод как интерактивный метод  обучения

Case method as an interactive way of learning   

 Аюшиева Любовь Владимировна

Ayushieva  Lubov  Vladimirovna                                                      

преподаватель   ОГБПОУ «Усть-Ордынский медицинский

 колледж им.Шобогорова М.Ш.», п. Усть-Ордынский

  ayushieva67@ mail.ru

Аннотация. В статье раскрыта технология применения кейс-метода  — метода конкретных ситуаций, базирующегося на ситуационном подходе и активизирующего  интеллектуально-творческую деятельность студентов. В процессе реализации метода работы с кейсами осуществляется актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения, они становятся более осознанными, студенты глубже понимают сущность как медицинской  деятельности в целом, так и содержащихся в ней проблем.

Annotation. The article reveals the technology of application of the case method — The method shows concrete situations based on the situational approach and activating the intellectual and creative activity of students — In the process of implementing the method of working with cases, actualization of theoretical knowledge of students is carried out, their practical skills are developed, they become more conscious, students understand the essence of both medical activity in general and the problems contained in it.

Ключевые слова: кейс-метод, ситуации, события, активное обучение, учебная дискуссия,  проблема,  анализ,  актуализация.

Keywords: case method, situations, events, active learning, academic discussion, problem, analysis, actualization.

В настоящее время в образовательную практику все шире внедряются инновационные методы и технологии, позволяющие усилить практическую ориентацию профессионального образования, установить обратную связь между теоретическими положениями и профессиональными действиями специалистов в данной области, активизировать интеллектуально-творческую деятельность студентов. Одним из таких методов является кейс – метод  — метод конкретных ситуаций.

Применение кейс — технологий в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки:

          — обеспечить конструктивное взаимодействие  теории и практики;

          — подготовить будущих медицинских работников к решению профессиональных проблем;

— содействовать развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций базируется на ситуационном подходе; его основной задачей является развитие у студентов практических умений и навыков принятия решений в профессиональной деятельности. Кейс-метод был разработан в Гарвардском университете (США) в 20-30 гг. XX в., а широкое распространение получил во второй половине прошлого столетия в сфере бизнес-образования, когда известными педагогами-реформаторами разрабатывались и вводились в практику так называемые методы активного обучения. В соответствии с идеями активного обучения, одним из ярких выразителей которых в XX в. являлся Дж. Дьюи, необходимо было в образовательной практике соединить знание и действие. В Гарвардской школе бизнеса к середине прошлого столетия поставили задачу интеграции знаний и практики, для решения которой был разработан и использовался кейс-метод. [6] Кроме того, здесь также создавались программы обучения преподавателей применению метода конкретных ситуаций и выработали три принципа подготовки педагогов:

  • преподаватель должен руководить процессом обсуждения, в ходе которого отдельные студенты и группа в целом исследуют конкретную ситуацию во всей ее сложности;
  • ключевым условием эффективности руководства дискуссией является умение преподавателя использовать детали в описании ситуации;
  • преподавателей можно обучить технологии ведения обсуждения.

Применение кейс — технологии в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки:

— обеспечить конструктивное взаимодействие  теории и практики;

          — подготовить медработников к решению профессиональных проблем;

— содействовать развитию  интеллектуального и творческого потенциала.

Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых важнейшее значение придается принятию решений и велика ответственность за их результаты. Несомненно, что к  такого рода деятельности относится профессия медицинского работника. Суть реализации кейс-метода в профессиональной подготовке медицинского работника состоит в анализе на практических занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» специально разработанных проблемных ситуаций, путей и способов их разрешения, в оценке и прогнозировании последствий принятых решений. Ходом обсуждения обычно руководит преподаватель. В процессе общей дискуссии студенты выявляют наиболее существенные проблемы, требующие разрешения, анализируют доступную им информацию, отбирают из нее наиболее значимую, на основе имеющихся у них правовых и медицинских знаний предлагают пути решения, оценивают вероятность успеха того или иного варианта. В процессе обсуждения конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения. [1] В практике применения кейс-метода используются два основных подхода:

— разработка специальных учебных кейсов для их последующего обсуждения в студенческой аудитории;

— использование кейса как иллюстративного материала для ознакомления обучающихся с возможными профессиональными проблемами и способами их разрешения.

 В первом случае конкретные ситуации составляются на основе реальных событий, описываемая в них проблема не решена, студенты должны предложить свои варианты решений и оценить вероятность успеха в каждом случае.

Таким образом, применение кейс-метода базируется на организации учебных дискуссий, в ходе которых с разных позиций анализируется данная конкретная ситуация, выявляются причины возникновения проблем и конфликтов, предлагаются действия по их преодолению, оценивается их эффективность, делаются прогнозы по дальнейшему развитию ситуации. Активное взаимодействие преподавателя и студентов в ходе обсуждения конкретных ситуаций позволяет также причислить кейс-метод к интерактивным методам обучения. [3]

В отечественной системе профессионального образования кейс-метод используется с конца 80-х гг. XX в.  Целью  применения данного метода являлось обучение студентов принятию профессиональных решений. Данная проблема поднималась в исследованиях в области социологии, менеджмента, психологии управления, к примеру, в работах Ю.Ю. Екатеринославского, Ю.Д. Красовского, Д.А. Поспелова и др. [2]

Однако в области профессионального медицинского образования кейс-метод до настоящего времени используется недостаточно. В ходе проведенной  работы студентам давалось задание самостоятельно разработать кейс, в котором должна была быть отражена реальная проблема, с которой они или известные им медицинские работники сталкивались в профессиональной деятельности. Изложение проблемной ситуации могло быть дано в свободной форме, рекомендовалось также отразить в нем следующие вопросы:

— Описание возникшей проблемы (подробная характеристика участников, место возникновения ситуации, действия участников и т.д.);

— Что предшествовало возникновению ситуации ;

— Какие возрастные особенности участников проявились в ситуации;

— Ситуация глазами обучающегося и педагога;

— Личностная позиция педагога в возникшей ситуации;

— Что нового узнал педагог о подопечных из ситуации;

— Причины возникновения данной проблемы;

— Какие задачи ставились педагогом для разрешения проблемы;

— Какие действия предпринял педагог;

— Оценка их успешности;

— Какие  вопросы остались по поводу разрешения данной проблемы;

— Прогноз дальнейшего хода развития ситуации;

— Другие возможные варианты разрешения ситуации;

— Выводы. [4]

Объем кейса — 2-3 печатных листа (формат А4).

При описании ситуации в соответствии с этическими требованиями к составлению кейсов фамилии и имена участников должны быть изменены.

Работа над кейсом в аудитории предполагает домашнюю подготовку, в процессе которой студенты подробно изучают, анализируют по определенной схеме содержания кейса, отвечают на поставленные вопросы. [5]

В ходе анализа кейсов, проведения дискуссий у студентов происходит актуализация медицинских знаний, они стремятся обосновать принимаемые ими решения, базируясь на медицинских закономерностях и принципах, представлениях о возрастных и личностных особенностях пациентов, осуществляют наиболее оптимальный в их понимании выбор из известных им методов и средств медицинской деятельности. Студенты используют на практике знания, усвоенные ими из теоретических курсов. Тем самым воплощается в жизнь идея Дж. Дьюи о соединении знаний и действия. В процессе реализации различных методов работы с кейсами осуществляется уточнение и корректировка полученных студентами их медицинских курсов знаний, они становятся более осознанными, студенты глубже понимают сущность как медицинской  деятельности в целом, так и содержащихся в ней проблем.

Таким образом, применение кейс — технологий в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки, обеспечивая  конструктивное взаимодействие  теории и практики, подготовку будущих медицинских работников к решению профессиональных проблем, содействуя развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

Библиографический  список:

  1. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература). М.: Гардарики.- — 77 c.
  2. Дроздова Н.П. Активные методы обучения: учеб.- метод. пособие/ под ред. Ф.-Й. Кайзер, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабаева. СПб.: издательство СПбГУ. — 2002. – 230 с.
  3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. — М.: Лабиринт. -1999. – 159 с.
  4. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии/ под ред. Г.Н. Прозументовой.  – Томск. — 2003, 35 с.
  5. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития. — 2002. – 86 с.
  6. Смолянинова О. Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование. — 2001. — № 6. — с. 60-63.