Ким В. О. Характеристика и перспективы развития курортного сбора в Российской Федерации

Характеристика и перспективы развития курортного сбора в Российской Федерации

Characteristic and prospects of development of resort fee in the Russian Federation

Ким Владислав Олегович

Kim Vladislav Olegovich

Студент ФГБУ ВО БГУ, г. Иркутск

1992hhh1992@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрен новый для Российской Федерации вид налогового сбора, именуемый – курортный сбор. Дана характеристика курортному сбору и определены перспективы его развития.

Abstract. This article describes the new for the Russian Federation in the form of tax collection called resort fee. The characteristic of the resort collection and determined the prospects of its development.

Ключевые слова. Курортный сбор, курортная инфраструктура, налог, субъект Российской Федерации.

Keywords. Resort fee, resort infrastructure, tax, the subject of the Russian Federation.

29 июля 2017 года был принят Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» от 29.07.2017 N 214-ФЗ.  Согласно указанному Федеральному закону на территориях  таких субъектов Российской Федерации, как Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край и Ставропольский край будет взиматься плата за пользование курортной инфраструктурой, именуемая в дальнейшем – курортный сбор. Под курортной инфраструктурой в данном законе  подразумевается «совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента»[1]. Исключение составляют лишь объекты системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог.

Таким образом, каждый совершеннолетний отдыхающий, располагающийся в гостиничном комплексе или помещении временного проживания более 24 часов, обязан заплатить курортный сбор в размере 50 рублей в 2018 году и 100 рублей с 2019 по 2022 год.

Насколько эффективным будет данное нововведение, покажет время и практика правоприменения. Однако, нельзя не отметить некоторые факты и статистические данные, свидетельствующие, в большинстве своем, о неэффективности курортного сбора, а также позволяющие спрогнозировать перспективы развития нового налогового сбора.

Так в последние годы наблюдается повышенный интерес российских туристов к отдыху за границей (Таблица 1). Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации были приведены следующие статистические данные[2]:

Таблица 1

Количество турпакетов, реализованных населению за 2007-2015 гг.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Всего 5,82 4,30 3,67 4,36 4,43 4,76 5,38 4,38 4,02
Гражданам России по зарубежным странам 4,06 3,18 2,77 3,37 3,33 3,74 4,24 3,25 2,48
Гражданам России по территории России 1,66 1,03 0,83 0,87 0,93 0,90 0,97 0,99 1,33
Иностранным гражданам по территории России 0,10 0,09 0,06 0,12 0,17 0,12 0,17 0,14 0,21

Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что россияне предпочитают отдых за пределами Российской Федерации. Несмотря на то, что к 2015 году число поездок в зарубежные страны сократилось, а внутренний туризм вырос, число отдыхающих россиян за рубежом значительно превышает число отдыхающих в России. Думается, что основной причиной такого предпочтения российскими туристами является стоимость отдыха, включающая в себя: проезд до места отдыха и обратно, проживание в гостинице, санатории или ином месте, оплата питания и иные затраты.

Ключевой проблемой внутреннего туризма являются высокие платы за проезд до места отдыха. Если Центральный федеральный округ имеет приближенность к самым распространенным туристическим точкам России и, тем самым проезд не занимает много времени и требует небольших финансовых затрат, то граждане более отдаленных регионов, например, Забайкальского края или Иркутской области значительную сумму, сбереженную на отдых вынуждены тратить на проезд, поскольку большинство туристических маршрутов проложено через Москву. Приблизительная стоимость авиабилетов до Москвы из указанных субъектов Российской Федерации составляет от 12 500 рублей до 20 000 рублей. Таким образом, только одна стоимость проезда будет в среднем составлять около 30 000 – 35 000 рублей. Однако к этой сумме необходимо прибавить оплату за питание и проживание. В то время как за такую же сумму некоторые туристические фирмы предлагают «Горящие туры», где «все включено» в такие страны, как Таиланд, Вьетнам и другие страны (Таблица 2). В данном случае выбор российских туристов вполне очевиден. Например, турагентство «Магеллан» предлагает следующие «Горящие туры» [3]:

Таблица 2

Туристические пакеты турагентства «Магеллан» на 2017 г.

Куда Откуда Цена
Таиланд Чита 34 000 рублей
Вьетнам Чита 30 000 рублей
Паттая Иркутск 27 000 рублей

Таким образом, выбор российского туриста обоснован более приемлемой ценой за отдых в зарубежных странах.

Согласно данным Росстата в июне 2017г. среди услуг пассажирского транспорта, туризма и отдыха существенно выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования — на 18,8%, полет в салоне экономического класса самолета — на 3,9%. Стоимость путевок в дома отдыха и пансионаты на территории России — на 3,1%, проживания в гостинице — на 0,9%. Одновременно туры на отдых в Таиланд и поездки в Китай стали дешевле на 1,2% и 0,7% соответственно[5].

Данная статистика подтверждает высокую стоимость отдыха на территории Российской Федерации и более низкие цены на путешествие в других странах.

19,6 млн. человек по состоянию на 2016 год имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, что составляет 13,4 % от общей численности населения. Среднедушевые доходы населения Российской Федерации в целом по состоянию на 2016 год составляют – 30 744,4 рублей в месяц. Если говорить о субъектах, то, например, в Иркутской области на январь 2016 года – 16 855 рублей, в ноябре – 21 982 рублей. В Забайкальском крае – за январь – 15 607; за ноябрь 2016 г. – 23 143 рублей. Из указанных статистических данных, размещенных Федеральной службой государственной статистики следует сделать вывод, что население Российской Федерации в большинстве своем предпочитало и будет предпочитать отдых за границей отдыху в России.

По данным социального опроса относительно введения курортного сбора, проведенного на сайте Российской газеты «93% участников опроса высказались против данного сбора, 2% воздержались, и только 5% готовы заплатить курортный сбор»[4].

Установление сбора для всех туристов, за некоторым малым исключением может стать еще одной причиной, по которой приоритет в выборе мест отдыха будет снова отдан другим странам. Взимание курортного сбора может привести к проблеме нелегального бизнеса по предоставлению временного жилья, так как те семьи, которым необходимо сэкономить некоторую сумму будут предпочитать именно такие места, а владелец таких мест пребывания будет освобожден от сдачи отчетности за сбор налога. Правонарушения могут возникнуть при попытке туриста укрыться от уплаты налогового сбора.

Говоря о перспективах развития курортного сбора в России, следует предположить, что, несмотря на небольшую сумму данного сбора и некоторый действительный доход, который будет поступать в бюджет соответствующего субъекта, введение данного налогового сбора будет способствовать:

  1. появлению новых видов правонарушений в данной сфере;
  2. снижению привлекательности российских курортов в сравнении с курортами других стран.

Необходимо отметить, что для развития туризма в Российской Федерации нужно пойти другим путем – путем снижения цен на туристические пакеты и отмены курортного сбора, что будет способствовать привлечению туристов и получению больших денежных средств в бюджет субъектов Российской Федерации, обладающих курортной привлекательностью.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ (последняя редакция) «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221174/ [Дата обращения 23.01.2018].
  2. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Динамика спроса на туристические услуги в России/ Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — — № 19. — Ноябрь. — 6 с. — http://ac.gov.ru/files/publication/a/11063.pdf [Дата обращения 23.01.2018].
  3. Туристическое агентство «Магеллан». — [Дата обращения 24.01.2018].
  4. Уберия А.Р. О целесообразности введения курортного сбора в России//Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. — https://cyberleninka.ru/article/n/o-tselesoobraznosti-vvedeniya-kurortnogo-sbora-v-rossii [Дата обращения 19.01.2018].
  5. Федеральная служба государственной статистики России. — gks.ru [Дата обращения 20.01.2018].