Комогорцева А.Е. Упрощенная система налогообложения: положительные и отрицательные стороны перехода

Материалы Всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” (2017 г.)

Упрощенная система налогообложения: положительные и отрицательные стороны перехода

Simplified tax system: pros and cons side of the transition

 

Комогорцева Алена Евгеньевна

студентка ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

akomogortseva@bk.ru

 

 

Аннотация.  В статье приведен анализ упрощенной системы налогообложения, в котором определены: сильные и слабые стороны перехода на упрощенную систему. Выявлен круг налогоплательщиков и условия, при которых они имеют право перейти на данную систему налогообложения.

Annotation. The article presents the analysis of the simplified tax system, which identifies: the strengths and weaknesses of transition to the simplified system. Revealed the circle of taxpayers, and the conditions under which they have the right to go to this tax system.

Ключевые слова. упрощенная система налогообложения, круг налогоплательщиков, условия перехода на УСН, система налогообложения.

Keywords: the simplified system of taxation, the circle of taxpayers, the conditions of transition to the simplified tax system, the tax system.

Упрощенная налоговая система, упрощенка или просто УСН – все это названия одной из самых популярных систем уплаты налоговых платежей. Она используется государством для создания благоприятных экономических условий деятельности определенных групп налогоплательщиков, как правило для среднего и малого бизнеса, и поддержания их предпринимательской деятельности .

Данная система была введена в действие сравнительно недавно. Однако, сразу привлекла внимание многих, и за последние 7 лет стала наиболее популярной для небольших организаций. Это обусловлено тем, что УСН значительно облегчила, и без того налого-затратную деятельность экономически слабых предприятий.

Пепеляев С.Г. считает, что под упрощенной системой налогообложения (далее – УСН) понимается замена уплаты организацией совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов на уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации.[1]

Однако перейти на такую систему уплаты налогов могут не все, а лишь организации и индивидуальные предприниматели, если по итогам девяти месяцев того года, в котором они подают уведомление о таком переходе их доходы не перешли порог равный 45 млн. рублей.[2]

Для этого необходимо подать уведомление, в котором указывается выбранный объект налогообложения. Всего существует два варианта ставок, которые зависят от выбранного налогоплательщиком объекта. Так, если объектом являются доходы, то налог уплачивается по ставке 6%, а если доходы уменьшенные на величину расходов – налоговая ставка равна 15%. Например, в Иркутской области, согласно Закону «Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов» ставка налогов плавает в пределах 5-7,5 % в зависимости от вида осуществляемой деятельности.[3]

Как уже было сказано выше, для перехода на УСН, необходимо выполнить ряд условий. Проанализировав их, мной был сделан следующий вывод: что перейти на данный налоговый режим могут только относительно небольшие компании. В связи с этим на практике часто случаются случаи, когда налогоплательщики начинают «делить» бизнес путем разделения юридического лица на определенное количество организаций с целью применения упрощенной системы налогообложения. Однако при проверке правомерности и законности применения упрощенного режима налогоплательщики не в состоянии объяснить «какова же цель такого дробления бизнеса?». А это может означать только одно, что налоговые органы могут признать такие действия уклонением от уплаты налогов путем деления бизнеса.

Но несмотря на то что система налогообложения упрощенная отчетность организация все же предоставляет. И помимо декларации, которая сдается один раз в год, необходимо вести Книгу учета расходов и доходов.

Таким образом, анализируя УСН можно выделить ряд недостатков.

Например, налоговым кодексом установлен перечень видов деятельности, при занятии которыми переход на УСН невозможен. Также, невозможно перейти на данную систему налогообложения, если организация по итогам 9 месяцев доходы превысили 45 миллионов рублей. И как следствие нарушение законодательства Российской Федерации, а именно, осуществление махинаций посредством деления юридического лица.

Однако, несмотря на все эти минусы, она также имеет ряд существенных плюсов.

Во-первых, при переходе на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты нескольких налогов, которые заменяются единым налогом.

Во-вторых, при переходе на данную систему налогообложения, налогоплательщик имеет право выбора ставки, по которой ему будет наиболее удобно уплачивать налоги.

В-третьих, при переходе на УСН в налоговый орган сдается всего одна декларация, что существенно упрощает работу налогоплательщиков.

И наконец в четвертых, можно уменьшить налог УСН на доход 1%, если прибыль организации составляет более 300000 рублей. Такое право было введено относительно недавно и действует с конца 2015 года. Это означает, что теперь можно принять к вычету данный вид страхового взноса в ПФР. Что касается сроков, тот тут все более чем стандартно. Например, если доход организации каждый квартал более 300000 рублей, то и сумму налога можно уменьшать ежеквартально.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: что создание благоприятных условий для малого бизнеса, который составляет большую долю налогоплательщиков, может способствовать более низкому уровню инфляции в стране. И применение упрощенной системы налогообложения, является одним из механизмов создания таких условий. Таким образом, решение спорных вопросов исследуемого режима остается открытым и более того – приоритетным в системе налогообложения.

 

Библиографический список:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  2. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебное пособие / С.Г. Пепеляев, А.Д. Шеремет. – М.: ИД-ПРЕСС., 2000. – С. 147.
  3. Об установлении дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов : Закон Иркутской обл. от 5 марта 2010 г. № 6-ОЗ // Ведомости ЗС Иркутской обл. 2010. № 18.