Дмитриева Лариса Юрьевна Компетентностный подход на занятиях информатики

Компетентностный подход на занятиях информатики

Competent approach in computer science classes 

Дмитриева Лариса Юрьевна

Dmitrieva Larisa Yurevna

к.т.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП , г. Иркутск

DLJ-2011@mail.ru

 

Аннотация. Рассматривается компетентностный подход как одно из оснований обновления содержания образования. Влияние на процесс обучения и изучения дисциплины Информатика.

Annotation. The competence approach is considered as one of the bases for updating the content of education. Influence on the learning process and the discipline of Informatics

Ключевые слова: компетенция; подход; информатика.

Keywords: competence; an approach; computer science.

В современной отечественной педагогике известно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. Среди них можно выделить как уже известные и устоявшиеся (знание центристский, системный, деятельностный, личностно ориентированный и др.), так и новые, вошедшие в научный оборот педагогической науки сравнительно недавно (ситуационный, контекстный, синергетический, полипарадигмальный и др.). К последним можно отнести и компетентностный подход.

На современном этапе в педагогике проведено большое количество исследований по проблемам использования в высшем образовании компетентностного подхода. Отправной точкой для этих исследований было обеспечение конкурентоспособности выпускника вуза, для чего требуется не только мощная фундаментальная и специальная подготовка, но и личностные и професиональные качества, позволяющие адаптироваться в условиях. То есть, в современных условиях востребован специалист, который обладает гибкостью и мобильностью на рынке труда и профессий, способный принимать самостоятельные решения, преобразовывать социальную среду и свою профессиональную деятельность. Специалист, обладающий перечисленными качествами, был назван компетентным, и это привнесло в работы по педагогике и методике профессионального образования идею разработки компетентностного подхода [1]

В педагогической энциклопедии понятие «компетентность» определяется как:

— мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых ими проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию;

— область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. [2]

В психологической энциклопедии при определении компетентности внимание уделяется трем аспектам:

— степень овладения нужными умениями и навыками;

— юридическое соответствие;

— достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. [3]

Чтобы сформировать компетентностного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно, жизнедеятельности, необходимо применять технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на занятиях информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Чем принципиально занятия информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый студент имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других занятиях, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с обучающимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на занятиях информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. В-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. [4]

Формирование информационных компетенций на занятиях информатики способствуют методы обучения, применяемые на уроках. Например, изучение устройств, предназначенных для работы с информацией, носит практическую направленность. Внимание уделяется важным и актуальным сведениям, и навыкам. Специфическим, слабо востребованным, устаревшим сведениям уделяется внимание лишь в рамках обязательного минимума. Например, нерационально тратить время на подробное изучение работы и характеристик, снятых с производства накопителей на гибких дисках, стримеров и т.п.

Каждый из способов работы с информацией закрепляется выполнением проблемного задания, часто носящего комбинированный характер – например, использование поисковой системы, отбор, анализ систематизация информации. Далее происходит обработка и сохранение на различных носителях. Совершенно необходимо воспитание критического отношения к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности источника И главное – информационные и телекоммуникационные технологии применяются для решения самых разнообразных учебных задач по разным предметам. Например, при изучении раздела PowerPoint студентам не придется выполнять абстрактные учебные задания. Они создают презентации по другим дисциплинам, например физике, истрии, литературе.  Это повышает мотивацию и способствует установлению межпредметных связей, способствует пониманию важности изучения информатики представляет возможность немедленного и значимого использования полученных навыков.

Организуя учебный процесс, основанный на компетентностном подходе в сфере информатики необходимо:

— Учитывать потребности учащихся и их уровень подготовки;

— Создавать условия для самостоятельного принятия решений учащимися на всех этапах процесса обучения;

— Вовлечь учащихся в практическую деятельность и мотивировать на решение проблем;

— Не игнорировать задачи, которые возникают у студентов в процессе деятельности;

— Помогать учащимся увидеть, где могут быть практически использованы приобретаемые умения и знания.

Подводя итог,  смело можно констатировать, что применение компетентностного подхода для преподавателя информатики является уместным. При сохранении учебного курса преподаватель может корректировать наполнение своих уроков с целью развития ключевых компетенций, причем задача эта в курсе информатики не только решаема, но и не представляет каких-либо особых затруднений.

Библиографический список:

  1. Мартынова А. В. Реализация компетентностного подхода в процессе формирования профессионального самосознания будущего учителя начальной школы / А. В. Мартынова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — №5 (36) Часть 4. — С. 27—29
  2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720с.
  3. Психологическая энциклопедия. 2-ое изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096с.
  4. Степина С. Н. Компетентностный подход в обучении информатики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197