Конспект для ДОУ по разделу «Познание» по ознакомлению с морскими профессиями.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе .
Тема: «КАК КОТ МАТРОСКИН СЕБЕ ХОЗЯИНА ВЫБИРАЛ»
Автор :Юрченко Людмила Леонидовна, воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»

Цель: продолжать расширять представления детей о разнообразии профессий , их названиях и роде деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с морскими профессиями (обязанности, трудовые действия, орудия труда, личностные качества, необходимые для этих профессий).
2.Формировать интерес к профессиям, где нужны такие качества, как ум, смелость, умение принять решение, ответственность, умение работать в команде.
3.Воспитывать уважение к людям этих важных профессий.
4.Развивать монологическую и связную речь детей, обогащать словарь
5.Корректировать взаимоотношения между детьми на примере моряков (взаимопомощь, взаимовыручка, умение работать в команде).
Методические приемы: беседа, вопросы к детям, игры.
Словарь: капитан, штурман, палуба, штурвал, якорь, матрос, кок, камбуз, механик, трап, радист, шлюпка, пароходный гудок.
Материалы: атрибуты моряков разных специальностей, фотографии капитана, штурмана, механика, повара, матросов на их рабочем месте, аудио запись шума моря, репродукции картин о море, разрезные картинки «штурвал» и «якорь», большая карта мира, глобус, бумажные кораблики, канат.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с морской тематикой, чтение художественной литературы, беседа по книге В.Маяковского «Эта книжечка моя про маяк и про моря», дидактические игры: « Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», сюжетно-ролевая игра «Пароход».

Ход занятия:
Звучит песня «Мечтаю о море» (Музыка А. Кудряшова. Слова Н. Майер.) Дети заходят в группу и садятся на стульчики, поставленные в форме парохода.
Воспитатель:
— Ребята, о чем поется в этой песне?
— Верно. Эта песня о о том, как мальчик мечтает стать матросом?
— Как вы думаете, люди, каких профессий, работают в море?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Ребята, сегодня к нам в гости пришёл кот Матроскин.
— И он нам расскажет о морском транспорте, о том, как устроен корабль.
— А как вы думаете, откуда Матроскин так много знает о море и кораблях?
— Давайте спросим у него.
Воспитатель вносит игрушку. Матроскин здоровается с детьми и предлагает послушать рассказ, как он выбирал себе хозяина..
Кот Матроскин:
— Ребята, вы все знаете, то у домашних животных должен быть хозяин. Вот и я решил сам выбрать себе хозяина. Сначала, я хотел жить на ферме, чтобы каждый день пить свежее молочко. Потом хотел жить у продавца в рыбном магазине, чтобы каждый день лакомиться рыбкой. Но однажды, я смотрел телевизор и увидел море, красивые корабли и людей, которые плыли на них. Они плыли мимо красивых городов, видели в море разных животных и рыб. Мне захотелось путешествовать вместе с ними, и я пошел на пристань и пробрался на корабль. Когда люди меня заметили, мы были уже далеко от берега. Так я и остался на корабле.
Сегодня, я расскажу вам о том, люди каких профессий работают в море.
— А вы знаете?
— Верно. Людей, которые «ходят» в море называют моряками, однако, профессии у них разные.
— Усаживайтесь, поудобнее, я приглашаю вас в морское путешествие.
Звучит запись «Шум моря», дети смотрят презентацию (море спокойное, шторм, берега, дельфины, акулы, рыбы).
— Как вы думаете, может ли корабль плыть сам?
— Нет, конечно. Команду к отплытию дает самый главный человек на корабле. Мне он понравился больше всех. Кстати, назвал меня Матроскиным, именно он.
-Кто это?
-Верно, капитан. Капитан отдаёт приказы морякам, принимает важные решения во время плавания, ведет наблюдения,его слушается вся команда. Он все знает про корабль. Про волны и шторма. Он знает много разных наук: географию, астрономию, механику, и, конечно морское дело. В море могут встретиться разные опасности. И капитан должен сделать все, чтобы спасти корабль и людей. Рабочее место капитана называется «капитанский мостик». Здесь расположены все приборы управления кораблем. Отсюда капитан отдает команды всему экипажу: «полный вперед», «право руля», «поднять якорь» и другие.
— Давайте поиграем в игру «Море волнуется».
— Корабль — это водный транспорт и у него тоже есть мотор. Он находится в машинном отделении. Там работают механики. Они следят за работой мотора. Если мотор сломается, корабль не сможет плыть дальше. Он не сможет выполнить в срок свою работу: привезти груз по назначению. Профессия механика на корабле очень важна.
-Какие профессии еще нужны на корабле?
-Штурман .Следит за маршрутом, работает с картой.
— Повар, врач, матросы, радист -поддерживает связь с землёй, передаёт обо всём, что происходит на корабле ( дети обсуждают необходимость этих профессий на корабле).
— Знаете ли вы, что некоторые профессии на корабле называются по – другому.
— Повар – это кок, а кухня – камбуз.
— Что делают матросы на корабле? Они следят за порядком, моют пол (палубу), помогают механикам, повару, стоят на вахте, участвуют в спасении людей за бортом, опускают шлюпки. Без матросов на корабле не обойтись.
— Людей, разных профессий, работающих на корабле, называют командой или экипажем.
— Как должна работать команда? (дружно, помогать друг другу, не ссориться).
— Какими должны быть моряки? (сильными, смелыми, ловкими, много знать).
— Давайте посмотрим, умеете ли вы работать в команде?
— Предлагаю вам выполнить задания по командам.
«Собери картинку» (одна команда собирает штурвал, другая – якорь).
-Какие предметы у вас получились? Для чего они нужны на корабле?
Ответы детей.( Я́корь- для удержания корабля ,штурвал-рулевое управление)
— Молодцы.
— После работы моряки отдыхают. Они очень любят игру «Перетягивание каната». Давайте и мы поиграем.
— Знаете ли вы, ребята, что море – это дорога для кораблей. И на море тоже нужно соблюдать правила движения, чтобы корабли не столкнулись. Надо выбрать правильный курс. За это отвечает штурман. Он работает с картой и измерительными приборами: линейка, компас, циркуль, транспортир. Штурман – одна из самых важных профессий на корабле.
Корабли, как и машины, могут подавать сигналы. Сигнал корабля – это гудок. Так корабли приветствуют друг друга или предупреждают об опасности.
— Давайте мы пройдем за столы и будем штурманами. Возьмите кораблики и проложите курс своему кораблю (расстилается большая географическая карта на столах).
— В каком море поплывут ваши корабли, соблюдайте правила движения, подайте гудок проходящим мимо кораблям.
— Садитесь на места. Вот и подошло к концу наше путешествие ( Звучит шум моря).

Рефлексия:
— Понравилось ли вам оно?
— Догадались ли вы, кто был моим хозяином?
— С людьми, каких профессий, вы еще познакомились?
— Кто хочет выбрать себе морскую специальность? Почему?
— Отметьте смайликом свое настроение после занятия.
Матроскин прощается.

Предполагаемый результат: у детей расширились представления о морских профессиях, уточнились знания об обязанностях различных профессий, обогатился словарь детей, появился интерес к морю и желание выбрать одну из морских профессий, произошло обогащение игрового опыта детей.