Конспект итогового занятия для детей средней группы на тему: «Путешествие по временам года»

Автор: Беликова Вера Александровна, воспитатель МКДОУ » Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»

Пояснительная записка к авторскому материалу

Данное занятие предназначено для воспитателей детских садов.
Относится к области: «Познания», «Коммуникация», «Творчество». С помощью данного занятия ребята в занимательной игровой форме закрепят полученные знания об окружающем мире природы, научатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Конспект поможет интересно про¬вести занятия, которые носят развивающий характер и включает в себя различные виды деятельности ребенка. Способствует формированию речи, памяти, логического внимания.

Конспект итогового занятия для детей средней группы на тему: «Путешествие по временам года».

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Возрастная группа: средняя
Образовательные области:«Познание», «Коммуникация», «Творчество».
Раздел: Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Путешествие по временам года».
Програмные задачи:
1. Обучающие:
— умение воспринимать образ каждого времени года;
— обогатить словарный запас;
— закрепить знания о зимующих и перелетных птицах;
— закреплять умение замыкать линию в кольцо и раскрашивать, повторяя очертания на¬рисованной фигуры.
2.Развивающие:
— развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;
— развивать эстетическое восприятие красоты природы;
— развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.
3. Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе;
— доставить детям радость и удовольствие от игр;
— воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Предварительная работа: заучивание стихов, примет, пословиц о разных времён года, рассматривание картин о временах года, наблюдения на улице, на участке во время прогулок в течении года, рисование всех времён года
Словарная работа: активизировать в речи детей слова, характеризующие времена года.

Ход занятия:
1. Мотивационно – побудительный этап:
Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Ребята у меня в руках волшебный платок, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие по «Временам года», стоит только всех вас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года?
2. Организационно – поисковый этап: (накрываю детей платком)
Звук превращения.
— Итак, путешествие начинается, а в какое время года мы попали, вы должны угадать.
Звучит мелодия «Звуки природы. Вьюга».
— Как вы думаете, в какое время года за окном мы можем услышать такие звуки? (если дети не отгадывают по звуку, даю подсказку, загадку).
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
(снимаю платок, предлагаю сесть за столы)
— Правильно, это зима, только в это время года воет вьюга за окном.
— А кто нам расскажет, чем зима отличается от других времен года, вспомним приметы зимы.
Слайд №1 Медведь в берлоге, белка в дупле, ежик под пеньком, заяц.
(по щелчку дупло, сугроб, пенёк исчезают)
— Снег укрыл белым одеялом всю землю и многие звери спрятались под ним от морозов.
Посмотрите, здесь на дереве есть дверца, интересно кто же за ней спрятался? Как вы думаете?
— Давайте проверим. Правильно, белочка, она заранее сделала запасы орехов, грибов и теперь спокойно может зимовать в дупле.
А вот сугроб – он тоже необычный, наверное, это тоже, чей то, дом?
— А как называется дом медведя?
— Кто же спрятался под пенечком?
— Да, это ёжик. Он свернулся клубочком и приготовился спать.
— А зайцу, который зимой по лесам, по полям бегает, подарила зима новую шубку. Кто помнит, какую?
Правильно- белую.
— А зачем зайке белая шубка?
— Да ребята, его не видно на снегу.
(предлагаю повернуть стульчики к столу, обращаю внимание на иллюстрации с птицами, лежащими перед детьми)
— С приходом зимы и птицам тяжело живётся. Не все из них остаются у нас на зимовку. Назовите тех птиц, которые улетают в теплые края.
— А теперь тех птиц, которые остаются зимовать.
— Все справились с заданием, молодцы.
Звучит мелодия «Звуки природы. Журчащий ручей».
— Ребята вы слышите эти звуки, это зиму сменяет другое время года.
Рыхлый снег на солнце таит,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла…
Слайд № 2
(дети по картинкам составляют описательный рассказ)
— Давайте составим небольшой описательный рассказ о весне по картинкам?
— Верно, вся природа весной оживает. Все вокруг зеленеет и поет. В весенней суматохе, домашние животные потеряли своих детёнышей и не могут найти. Подойдите пожалуйста ко мне, давайте поможем малышам, найдём их мам. (дети на магнитной доске составляют пары из животных и их детёнышей)
— Молодцы ребята. Весне радуются не только птицы, звери, и насекомые ведь вся природа оживает. Давайте и мы немного оживимся.
Физкультминутка «Зайцы».
Под песню группы Барбарики «Плакали зверюшки». Скачут, скачу во лесочке
Зайцы серые клубочки
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку,
стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Звучит мелодия «Звуки природы. Пение птиц»
— За весной идет следующее время года.
Солнце подпекает,
Цветы расцветают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает?
— А кто назовёт это время года ? Верно, – лето.
— Какие изменения происходят в природе с приходом лета?
Слайд № 3 Фрукты
— Правильно. Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. Что это ребята?(показываю на яблоко) Оно какое? Оно красное. А это что? (показываю на грушу) это груша. Груша, какого цвета? Она желтая. Где растут фрукты?
— Посмотрите как много овощей и фруктов. Кто назовет мне все фрукты, а кто перечислит овощи.
— Почему вы не назвали вишню, малину, клубнику, сливу.
— Правильно, по – тому, что это ягоды.
— Отправляемся дальше.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
— Конечно осень. Предлагаю вспомнить признаки осени.
— Посмотрите, мой знакомый художник прислал нам иллюстрации осени, всё ли на них верно?
Слайд № 4
(Дидактическая игра «Что перепутал художник?»)
— А ещё ребята, ваши мамы осенью делают запасы на зиму, солят огурцы, помидоры. Давайте и мы поможем мамам. Садитесь за столы, давайте нарисуем помидоры в банке с красной крышкой, а огурцы в банке с зелёной крышкой.
— Какую форму имеет помидор, а огурец?
— Краску, какого цвета мы будем использовать при рисовании помидор, огурцов?
(дети ватными палочками рисуют контур овощей, затем раскрашивать, повторяя очертания на¬рисованной фигуры).
— Молодцы, ребята, все справились с заданием.
3. Рефлексивно – корригирующий этап:
Ну, вот и завершилось наше путешествие.
— Что вам особенно понравилось?
— Мне очень понравилось путешествовать с вами, сегодня вы были активные, внимательные, и сообразительные. Вы в очередной раз доказали что вы очень много знаете об окружающей вас природе. Молодцы!
-Ну а для того что бы нам снова оказаться в группе, мне необходимо всех вас накрыть платком.
Звучит мелодия превращения.
— Ну, вот мы и дома. Ещё раз хочу поблагодарить вас за так интересно проведённое с вами время.

Используемая литература
.О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»Москва 2007. А.А. Грибовская «Занятие по изобразительной деятельности» Москва 2009. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Москва 2010.
Т.Н. Доронова « Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника»Москва2006. . 9. А.А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» Конспекты занятий Москва 2004 .