Конспект мероприятия в подготовительной группе по речевому развитию по теме: «Зимушка зима!»

Конспект мероприятия в подготовительной группе
по речевому развитию по теме: «Зимушка зима!».
Автор: Юрченко Людмила Леонидовна
Воспитатель
МКДОУ » Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»
Воронежская обл. г. Калач

Форма проведения непрерывной образовательной деятельности:
беседа – рассуждение.
Способ организации детей: групповой.
Цель:
обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
Программное содержание
1.Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом, продолжать знакомить с народным календарем; расширять и уточнять представления детей о диких животных.
2.Развивать внимание, память, мыслительные операции
3.Формировать умение использовать выразительные средства при описании зимы.
4.Закреплять умение составлять предложения из опорных слов,
5.согласовывать числительные с существительными и прилагательными, подбирать антонимы, образовывать родственные слова к слову «снег»
6.Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
7. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Методы и приемы:
Практические: Д/игры, игровые ситуации, игровые упражнения, физкультминутки, игровой массаж,
Наглядные: алгоритмы, ТСО, наблюдение, рассматривание иллюстрацийю
Словесные: загадки, стихи, вопросы-ответы, художественное слово, ситуативный разговор, беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление предложений.

Интегрируемые области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно — исследовательская, чтение художественной литературы.

Обогащение и активизация словаря: зимушка – зима; три белых коня – декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря, вьюга, пурга, метель, буран,
ветродуй, снежинки, сосульки, сугробы, стынуть, зябнуть, коченеть, зимовать,спячка.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, фрагмент «Мчится тройка удалая», презентации: «Зима», «Дикие животные зимой»; предметные карточки — схемы, рабочие тетради;
Хронометраж: 30 минут.

Этапы непрерывной образовательной деятельности:
1.Психологический настрой.
Дети приглашаются в группу , поют валеологическую песенку-приветствие «Доброе утро».

2. Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на письмо.

3. Мотивационно-побудительный этап.
– Ребята, посмотрите, что я нашла у дверей нашей группы. (конверт)
Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

4.Актуализация.
Введение в тему. Беседа.
— Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
— Какое сейчас время года?
— Как вы заметили наступление зимы?
— Назовите признаки зимы. (стихи) (Приложение 1)

5.Расширение имеющихся представлений.
Задание 1. На первой снежинке загадка:
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица – белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом – все покрыла серебром.
(фрагмент «Мчится тройка удалая»)
Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? Подходят ли зиме определения “белокожа”, “светлолица”? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
(это зимние месяцы).
Вспомните их названия. Да, зима царица трех месяцев – декабря, января и февраля.
Зимой от месяца к месяцу будто и не заметно перемен в природе. Но отличия у месяцев есть. Есть и другие названия – народные.
Вспомните и объясните древнерусские названия месяцев.
(ответы детей)
Декабрь – на Руси называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

Январь – сечень, т.к. он рассекает зиму на две половины

Февраль – лютый и еще ветродуй , т.к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Ветродуй — это сложное слово, в нем части сразу от двух слов. Каких? (ветер, дует)

А какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете? (ответы детей)
— В феврале два друга – мороз да вьюга.
— Много снега – много хлеба.
— Белеет зима – зеленеет лето.
— Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Задание 2. Игра «Доскажи словечко»
Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Добавьте слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки — серебристые… (снежинки)
На дорожку, на лужок все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят — все сильнее… (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка — это девочка… (снегурка)
На снегу — то, посмотри – с красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)
— Какие слова вы добавляли?
— На какое слово они все похожи?
Как вы считаете, слово “зима” – родственное слову “снег”? Ведь зимою много снега. Объясните, почему это не родственные слова.
(родственные слова должны звучать похоже и должны быть связаны друг с другом по смыслу, а в слове “зима” нет такой части, которая бы звучала похоже на слово “снег”.
Подберите теперь слова, родственные слову
Зима (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие…)
Мороз — (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Лед — (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
“Подбери признаки”
Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…
Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…
Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…
“Подбери действия”
Снег – идет, падает, кружиться, лежит, скрипит…
Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…
“Скажи иначе”
Снегопад – метелица, метель, вьюга, пурга…
Мерзнуть – зябнуть, стынуть, замерзать, коченеть, дрожать от холода…
Чтобы зимой не мерзнуть и не болеть, какие профилактические меры нужно применять? (тепло одеваться, не есть на улице, закаляться, принимать витамины…)

6. Игровой массаж. «Идет по спинке холодок» (приложение 2)
Предупреждение утомляемости.
Задание 3.
Дети расчетом на 1,2,3-й распределяются на три группы.
Составь предложение из заданных слов и обозначь его схемой. (приложение 3)
Задание 4.
Давайте вспомним, как называют лес из разных пород деревьев.
Лес из осин — осиновый лес – осинник;
Лес из ольхи — ольховый лес – ольшаник;
Лес из берез — березовая роща – березняк;
Лес из дубов — дубовая роща – дубрава;
Лес из разных пород деревьев – смешанный лес.
А сейчас я предлагаю отправиться в лес
Ритмическая разминка «По тропиночке пойдем»
Сядем и представим, что мы попали в зимний лес. Лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, тихие, задумчивые они дремлют под снежным одеялом.
Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?
7. Фонопедическое упражнение (приложение 2)
Цель: организовать активный отдых детей.
Задание 5.
— Как реагируют на зиму обитатели водоемов?
— Что происходит с птицами?
— А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой?
О жизни зверей мы узнаем в передаче «Диалоги о животных» (звучит музыка), ведущими программы будут сегодня ребята.
Рассказ о белке
Какие животные делают себе запасы на зиму? (мыши, бобры )
Рассказ о волке
Рассказ о лисе
Какие ещё животные ведут активный образ жизни и добывают себе корм зимой? (лось, заяц, кабан )
— А где же сейчас медведь? Рассказ о медведе
— Ребята, а кто знает, как проводят зиму ежи, ящерицы, лягушки, жабы, змеи?
(эти животные зимой находятся в спячке)
Это более глубокий и продолжительный сон, когда понижается даже температура тела. (интересный факт о лягушке)
Мы ответили на все вопросы в письме. (звучит загадочная музыка, воспитатель говорит, что только человек может помочь животным пережить суровую зиму)
8. Рефлексивно-корригирующий этап.
— Как мы можем помочь птицам? (кормушки..)
Что мы можем сделать для животных? (Зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу лесники и охотники развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают капусту, морковь).
— А чем вам нравится зима? (2-3 ребенка отвечают стихами)
— Какие опасности таит зима? (гололед, сосульки, открытые водоемы – меры предосторожности)

Индивидуальная работа: каждый ребенок проговаривает, что интересного было в сегодняшней беседе, что запомнилось, что удивило.
9. Заключительный этап.
Воспитатель обращается к детям с вопросами:
— Какие задания показались вам сложными?
— Какие было выполнять интересно?
— Кто сегодня был самым активным?
Воспитатель дарит детям от имени Снеговика льдинки – брелки.

Приложение

Игровой массаж «Идет по спинке холодок»
Идет по спинке холодок ок –ок, ок – ок
Дует зимний ветерок ок –ок, ок – ок
Сделаю тебе массаж аш –аш, аш – аш
Тебя согрею друг ты наш аш – аш, аш – аш

Ритмическая разминка
По тропиночке пойдём друг за дружкою гуськом.
(ходьба «змейкой»)
Мы в сугробах утопаем, ноги выше поднимаем.
(ходьба с высоким подниманием коленей)
Осторожней все шагайте, только веток не ломайте.
Ветки хрупкие сейчас, просят: «Берегите нас!»
(ходьба в полуприсяде)

Фонопедическоая физминутка «В лесу»
Скрипит снежок под лапами лисы (дети произносят звук «ш-ш- ш»…
Зайка скачет, путает следы. (Произносят короткие звуки «А» в
разных регистрах, показывая рукой)
Лиса заметила его, затявкала: (Прозносят: «тяв, тяв» тихо и громко)
Завыл ветер. (Произносят «В» )
Заскрипело дерево на ветру: (Произносят скрипучий звук «А» на
связках)
Закружилась метель: (Звук «У», делая глиссандо от низкого
звука и наоборот)
ВЫ УЗНАЕТЕ ЗИМУ?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину.
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром,
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спины
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?

Что нам нравится зимой.
Что нам нравится зимой?
Белые полянки.
И на горке снеговой
Лыжи или санки.

Что нам нравится зимой?
Потеплей одеться,
В шубке теплой, меховой,
На морозе греться.

Что нам нравится зимой?
Вся в игрушках разных,
Ёлка в комнате большой,
В Новогодний праздник.