Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ДОУ «Наши помощники – органы чувств».

Автор: Беликова Вера Александровна, МКДОУ « Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»,воспитатель.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа: старшая
Тема : «Наши помощники – органы чувств».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие. Интегрируемые области: физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: создать условия для формирования представлений ребят о значимости органов чувств для восприятия окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи: — формировать представление о значении органов чувств в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.
— развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении
— приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, игры «Угадай звук», «Определи на ощупь», «Определи на вкус».
Предварительная работа: введение термина «органы чувств», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Моя самая первая энциклопедия», «Тело человека», издательство «Азбукварик» (Белфакс), исследовательская деятельность совместно с родителями «Как сохранить здоровые зубы», Изготовление с родителями летбука «Наши глаза», изготовление родителями дидактической игры «Угадай на слух», проведение дидактических игр «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы», рассказ воспитателя «Научная лаборатория».
• Оборудование: мультимедийный проектор; видеописьмо на мультимедийном экране;
• обозначения центров научной лаборатории: «Центр слуха», «Центр зрения», «Центр обоняния», «Центр вкуса», «Центр осязания»;
• фрагмент мультфильма на мультимедийном экране;
• баночки с различными наполнителями для воспроизведения различных звуков; индивидуальные карточки для игры «Угадай по звуку», цветные карандаши;
• повязки для глаз, карточки с геометрическими фигурами; конусы для экспериментальной дорожки, летбук «наши глаза»;
• контейнеры с различными запахами (лимона, чеснока, апельсина, кофе), тарелочки с соответствующими картинками; шапочки для каждого ребёнка;
• емкости с водой разного вкуса, одноразовые ложечки для пробы; одноразовые тарелочки, макет зубов, стенгазета «Как сохранить здоровые зубы»;
• подносы с набором тканей разной фактуры, видеокамера.
Материал к НОД:
• Видеописьмона мультимедийном экране;
• обозначения центров научной лаборатории:
• «Центр слуха»,
• «Центр зрения»,
• «Центр обоняния»,
• «Центр вкуса»,
• «Центр осязания»;
• фрагмент мультфильма на мультимедийном экране;
• баночкис различными наполнителями для воспроизведения различных звуков; индивидуальные карточки для игры «Угадай по звуку»;
• повязки для глаз, плакат с геометрическими фигурами, пирамидки одинаковых и разных размеров;
• баночки с различными запахами, лимон, чеснок, апельсин, кофе, соответствующие картинки на двустороннем скотче; шапочки для каждого ребёнка
• емкости с водой разного вкуса, одноразовые ложечки для пробы;
• подносыс набором тканей разной фактуры,
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: (1 слайд) Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, нам пришло видеописьмо. Проходите, усаживайтесь у экрана, сейчас мы его посмотрим. (Просматривают на мультимедийном экране.) «Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»
Воспитатель: (слайд 2)Да, у робота очень много вопросов.Чтобы ответить на все его вопросы, я предлагаю вам отправиться в «Научную лабораторию» и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки.)
«Центр слуха»
Воспитатель:Ребята, мы находимся в первом научном центре, как он называется, вы сейчас узнаете, а для этого посмотрим мультфильм. (Демонстрация фрагмента мультфильма без звука.) О чем говорили герои мультфильма? (Предположения детей и воспитателя.) Почему у нас у всех разное мнение? (Потому, что мы не слышали, о чем говорят герои.) (Просматривают фрагмент мультфильма со звуком.) Какой орган чувств помог нам услышать речь героев. (Уши.)(Слайд № 3)
В.: Правильно, уши! Ухо — это орган слуха, этот орган чувств очень важен для человека.В первом научном центре мы будем исследовать орган слуха. (Открываю табличку – обозначения научного центра).
Дидактическая игра «Что внутри?» (слайд № 5)
А хотите проверить, что умеют наши уши? (Ответы детей) У вас на столе стоит 3баночки разного цвета (синего, красного, зелёного). Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете это услышать. ЯПотрясу баночку, а вы постарайтесь определить, что лежит у неё внутри. А чтобы не забыть, где что лежит, мы отметим это на карточках. Например: вы считаете, что монеты лежат в красном цилиндре, значит, цилиндр напротив рисунка монетзакрашиваем карандашом красного цвета.Внимательно слушайте. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим экспериментом. А теперь посмотрите на экран и ответьте на вопрос: что вреднодля нашего слуха, а что полезно? (Ответы детей.Вредно: слушать громкую музыку, ковырять карандашом, ходить зимой без шапки. Полезно: мыть уши каждый день, слушать приятную музыку, когда холодно одевать шапку).«Центр зрения»
Приглашаю вас в следующий научный центр.А что здесь мы будем исследовать, вы догадаетесь сами. Для этого отгадайте загадку: (слайд 9)
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и лесапомогают нам (глаза) (Ответы детей, слайд №10)
В.: Молодцы!Правильно, ребята! Это — глаза. Глаза — это наш орган зрения.
Мы в «центре зрения». В нём мы тоже будем проводить исследования и эксперименты. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас на экспериментальную дорожку. Ребята, разделитесь на пары и встаньте друг за другом. Вам нужно пройти кривую дорожку. Впереди идёт ребёнок с завязанными глазами, а позади без повязки, он управляет впереди идущим. Затем меняемся местами и возвращаемся обратно.
Воспитатель: Легко ли было пройти по дорожке без повязки? А с завязанными глазами? Почему? (Ответы детей).

А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Вот это да!
А теперь посмотрите на экран, определите, что вредно для наших глаз? А что полезно? (Ответы детей. Вредно:тереть грязными руками глаза; неосторожно обращаться с острыми предметами; близко и долго смотреть телевизор. Полезно: есть овощи и фрукты; гулять на свежем воздухе.)Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
«Центр обоняния»
А теперь я вас приглашаю в следующий научный центр. Давайте-ка отгадаем, как он называется? (Слайд № 14)
Кто что вкусное принёс, Всё учует детский … (нос). (Ответы детей)(Слайд №15)
Молодцы, правильно. Нос — это орган обоняния, поэтому его мы и будем исследовать в этом научном центре.(Открываю табличку).
Предлагаюпровести эксперимент «Найди по запаху». На столе стоит тарелочка с контейнерами с различными продуктами внутри. А какие продукты в них находятся, мы определим по запаху и положим контейнер в тарелочку с изображением данного продукта. Молодцы, ребята, вы отлично справились с данным экспериментом.А может ли запах предупредить об опасности? Как? (Испорченные продукты, запах дыма, подгорела еда на плите.)
Посмотрите, ребята, как необходим для нас орган обоняния.Ребята, а назовите самые главные правила гигиены носа. (Ответы детей: не простужаться, пользоваться чистым носовым платком или салфеткой).

Ребята, хотите провести ещё эксперимент? Ну, тогда мы отправляемся в следующий научный центр. Ребята, о чём моя следующая загадка? Всегда он в работе, когда говорим. А отдыхает, когда мы молчим. (Язык). (Слайд № 17) Правильно, ребята, мы попали в «Центр вкуса».(Открываю табличку «Центр вкуса»).
Возьмите ложечки, попробуйте, какая вода в контейнерах? (Ребята определяют вкус воды: солёная, сладкая, кислая.) С помощью чего мы определили вкус воды? (Ответы: с помощью языка) (Слайд № 18).
Молодцы, ребята, теперь вы убедились, что орган вкуса тоже очень полезен для нас. А ещё, чтобы язык был здоровый, нужно, чтобы его окружали здоровые зубы.(слайд 19) Я знаю, что вы все дома чистите зубы. А сейчас мы с вами посмотрим, правильно ли вы это делаете. Тогда проходите за столы. (Ребята подходят к столу, на нём лежат расчёски, с нанизанной на зубья ватой и зубные щётки).Ребята, представьте, что это ваши зубы, а кусочки ваты между ними – это остатки пищи. Возьмём зубную щетку и будем чистить вот так: справа- налево. Остатки пищи удаляются? (Нет). А если чистить сверху- вниз? Мы избавились от кусочков пищи! Молодцы! Теперь, я уверена, что ваши зубы всегда будут здоровыми.
«Центр осязания» А впереди нас ждёт следующий научный центр. Давайте присядем на ковёр и отгадаем, как он называется.(слайд 20) Загадываю загадку: Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши …(руки) Молодцы! (Слайд № 21).Это верный ответ. И мы с вами оказались в последнем научном центре, «Центре осязания», где проведём исследование с помощью рук.
Перед нами поднос с набором тканей разной фактуры, потрогайте ткань и выберите ту, которая вам больше всего понравилась. Расскажите, какая у вас ткань? Всё это почувствовать вам помогли руки.
А чтобы руки нам помогали всегда за ними нужно ухаживать. Ребята, а как нужно ухаживать за кожей рук?(Мыть тёплой водой с мылом, если кожа рук в этом нуждается, использовать крем, когда холодно, надевать перчатки; стараться не травмировать кожу.)
Ребята, встаньте и посмотрите, мы с вами посетили все научные центры и исследовали все органы чувств. (Слайд №23)А теперь можете определить, какой из органов чувств самый главный и нужнее всех человеку? (Предположения детей). Да, ребята, Для человека важны все органы чувств одинаково. Читаю стихотворение:

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик — запах различать
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут
Воспитатель: Ребята, теперь вы многое знаете о наших органах чувств, думаю, что вам не составит труда ответить на все вопросы робота. Я приглашаю вас в видеостудию, где мы запишем ваши ответы на камеру и отправимвидеописьмо по электронной почте.Но чтобы робот всё понял, говорить будем по одному, не перебивая друг друга.(Записываю ответы детей на видеокамеру.) Вопросы:С помощью чего мы видим? С помощью чего мы слышим?Для чего нам нужен язык? Что мы делали руками? Какую роль играет в нашей жизни нос? Какие еще органы чувств помогают нам воспринимать мир? Какой орган из них самый важный? Что случится, если мы не будем беречь наши органы чувств?
Спасибо, ребята, а теперь мы снова станем обычными детьми и отправимся в свою группу.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Берстенева Е.В, Догаева Н.В. Кукольный сундучок, Москва ООО «Белый город» 2011г
2. Сборник «Русский быт» редактор Л.Жукова, Москва ООО «