Конспект непосредственной образовательной деятельности «Загадки осени» для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.

Подготовила воспитатель:

Василенко Ольга Викторовна

Ангарский городской округ. 2017 год

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать прилагательные от существительных, образовывать слова путем словосложения. Формировать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; грамматически верно строить сложносочиненные и сложноподчиненные   предложения.

Формировать навыки построения связных высказываний.

Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, воображение.

Развивать общие речевые навыки  в процессе игрового общения.

Активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме «Осень».

Развивать координацию речи с движением.

 

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Воспитывать интерес к природе родного края, умение видеть ее красоту и неповторимость.

Виды деятельности: Игровая, продуктивная, коммуникативная,  речевая.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о том, почему деревья сбрасывают листья и почему листья    становятся цветными.

Целевые наблюдения на прогулке;

Чтение и заучивание художественных произведений;

Рассматривание иллюстраций о природе, гербария « Палитра осенних листьев»;

Проигрывание дидактических игр;

Слушание музыкальных произведений;

Привлечение родителей к поделкам из природного материала, овощей, фруктов « Дары осени»;

Выставка детского творчества « Осень, осень, к нам пришла»

Отгадывание загадок, разучивание пословиц, примет об осени.

Речевые игры и игровые упражнения;

Игры с природным, бросовым  материалом

Разучивание пальчиковых игр по теме.

Материалы и оборудование:

иллюстрации по теме «Осень»;

ноутбук, презентация;

макет с изображением дерева, листья с разных деревьев;

музыкальное сопровождение, просматривание слайдов «Осень»

Предметный словарь: осень, лес, листья, листопад, деревья, береза, рябина, осина, клен, трава, дождь, солнце, ветер, небо, погода,  хмурень, свежесть.

Словарь признаков: желтые, красные, оранжевые, разноцветные, сильные, частые, серое, хмурое, пасмурное, холодный, осенний, порывистый, ветреная, багряная, золотая, моросящий.

Глагольный словарь: желтеют, краснеют, опадают, высыхает, идут, светит, улетают, кружатся, ложатся, шуршат, шелестят, летает, шуршит, срывает,  вянет.

 

Ход образовательной деятельности:

I часть — Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся! (приветствие детей)

Воспитатель читает стихотворение Л.Разводовой « Озорники»

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь?

Воспитатель: Ребята, скажите, а как называется дождь из листьев?(ответы детей)

 IIчасть- Основная

Воспитатель: Я вас приглашаю отправиться со мной в путешествие. Вы этого хотите? А на чем могут люди путешествовать? (ответы детей) Я вам предлагаю отправиться путешествовать в осень на воздушном шаре. Вы согласны? Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание рек, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. Вот мы и прибыли. Откройте глаза.( во время погружения детей, воспитатель раскладывает листья на пол)

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

Может быть, в лесу осеннем

Мы чего-нибудь найдем?

(Дети берутся за руки и за педагогом идут

«змейкой» между разложенными на полу листьями.)

Воспитатель: Мы попали с вами в настоящий осенний лес. А что можно увидеть, услышать, почувствовать в осеннем лесу? (ответы детей) Много разных листьев нападало в лесу. А листья одинаковые или разные? Чем они отличаются друг от друга? (формой, цветом, размером) Давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?» (Этот лист с дуба, он дубовый) Выберите себе листик и назовите его. Разместите свои листики на дерево. Какое необычное дерево у нас получилось! А чем оно необычно?(Ответы детей)

Воспитатель: Дети, а что происходит осенью с осенними листьями?(они опадают) Почему деревья сбрасывают листья? нам расскажет в своей презентации» Почему осенью желтеют и опадают листья» Алеша.

Воспитатель: А что умеет делать осенний лист? (ответы детей) Представьте себе, что вы листочки.

Двигательно- образное упражнение «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

 

Воспитатель: Много мы уже знаем об этом замечательном времени года. А какие периоды осени вы знаете? Да, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Поздняя осень – это надежда человека на то, что кра-сота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. Без поздней осени не наступит зима. Рассказать о раннем и позднем периоде осени вам помогут вот такие схемы. Дети по схеме рассказывают рассказ: Что бывает  в осенний период?

Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают, люди собирают урожай с полей и огородов, зацветают осенние цветы, день становится короче осени и т.д.

Воспитатель: Да, осень прекрасна. Сейчас нам Аня еще расскажет о дарах осени. Презентация «Дары осени»

Воспитатель: Сегодня мы много говорили об осени, соберем в корзину красивые слова о ней. Осень, какая?

Игра с мячом «Осенние слова»

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: А как готовятся к зиме животные, об этом мы узнаем, послушав Юлю. (презентация )

Воспитатель: Свою собственную сказку об осени сочинил Митя с мамой, попросим нам ее рассказать. Презентация «Осенняя сказка»

А сейчас я вам предлагаю послушать музыку А. Вивальди «Осень» Что вы можете представить себе под эту мелодию.

Подведение итогов: Воспитатель: Наше осеннее путешествие заканчивается, что вы узнали нового, интересного на занятии?(Ответы детей) Пойдемте и расскажем нашим младшим детям, о нашем путешествии.