Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Свойства воды»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Свойства воды» (с презентацией)

   Автор: Юрченко Людмила Леонидовна, воспитатель    МКДОУ  «Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»,  Воронежская обл., г. Калач  

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Социализация»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

    Задачи:

  1. Образовательные:

-закрепить знания о круговороте воды в природе

-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

  1. Воспитательные:

— воспитывать умение действовать в коллективе.

— воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

  1. Развивающие:

— учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

— развивать логическое мышления;

— стимулировать познавательную активность детей.

    Материалы и оборудование:

Картинка «Круговорот воды в природе»

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки»

разной формы, яйца, баночки пластиковые.

 Презентация к занятию

   Ход НОД:

    Организационный момент:

— Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без   которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о  каком веществе пойдёт речь.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода) (Слайд №2)

— Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

    Основная часть.

— Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода? (Слайд №3)

— Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?

  • Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»).
  • На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация) .(Слайд № 4)

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки   влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

— Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?

    Опытно-исследовательская деятельность.

— Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? (Слайд № 5)

— А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?  (Слайд № 6)

(солёная).

— А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?  (Слайд № 7)

(сладкая).

— А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего   ( вкуса)

— Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом  она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

— А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что  нарисовано на картинке?

— Значит вода какая? (прозрачная). (Слайд № 8)

— А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)

— Имеет ли вода определённую форму? (нет) (Слайд № 9)

— Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?

Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода по действием солнца  нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.

— Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

    Физминутка.

     Раз, два — все ныряют, (Приседания)

Три, четыре — всплывают,

Пять, шесть — на воде (Движения руками)

Крепнут ручки у детей,

Семь, восемь, что есть силы —

Все к берегу поплыли, (Руки на поясе, ходьба на месте)

Девять, десять — развернулись,

Обсушились, потянулись,

И разбежались, кто куда. (Сесть на стульчики)

 

— А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?

Опытно-исследовательская деятельность.

— Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С  ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку  с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

— А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в    банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это  потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

— А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит  потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо  немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)(Слайд  № 10)

    Заключительная часть.

— О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

— Какие свойства есть у воды?

— Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.