Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды» (с презентацией)
Автор: Юрченко Людмила Леонидовна, воспитатель МКДОУ “Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида”, Воронежская обл., г. Калач
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,«Социализация»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
- Образовательные:
-закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
- Воспитательные:
– воспитывать умение действовать в коллективе.
– воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
- Развивающие:
– учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
– развивать логическое мышления;
– стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
Картинка «Круговорот воды в природе»
На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки»
разной формы, яйца, баночки пластиковые.
Ход НОД:
Организационный момент:
– Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода) (Слайд №2)
– Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Основная часть.
– Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода? (Слайд №3)
– Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?
- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»).
- На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация) .(Слайд № 4)
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
– Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?
Опытно-исследовательская деятельность.
– Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? (Слайд № 5)
– А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (Слайд № 6)
(солёная).
– А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (Слайд № 7)
(сладкая).
– А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего ( вкуса)
– Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
– А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?
– Значит вода какая? (прозрачная). (Слайд № 8)
– А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)
– Имеет ли вода определённую форму? (нет) (Слайд № 9)
– Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода по действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
– Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физминутка.
Раз, два – все ныряют, (Приседания)
Три, четыре – всплывают,
Пять, шесть – на воде (Движения руками)
Крепнут ручки у детей,
Семь, восемь, что есть силы –
Все к берегу поплыли, (Руки на поясе, ходьба на месте)
Девять, десять – развернулись,
Обсушились, потянулись,
И разбежались, кто куда. (Сесть на стульчики)
– А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
Опытно-исследовательская деятельность.
– Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
– А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
– А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)(Слайд № 10)
Заключительная часть.
– О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
– Какие свойства есть у воды?
– Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.