Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Радужные головоломки»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Радужные головоломки»
Автор: Юрченко Людмила Леонидовна, воспитатель МКДОУ “Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида”
Воронежская обл., г. Калач
Программные задачи
Образовательные:
закреплять умение производить действие сложения (вычитания) путем прибавления (вычитания) единицы;
упражнять в нахождении смежных чисел и в обратном счете от 10;
упражнять в умении составлять плоскостные изображения из геометрических фигур в игре «Колумбово яйцо»;
закрепить представления о последовательности расположения цветов в радужном спектре.
Развивающие:
развивать творческое воображение, мышление.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественное.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети стоят свободной группой возле воспитателя. Педагог обращается к детям:
«Ребята, представьте себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Как вы думаете, какое у вас тогда было бы настроение?» (Ответы детей).
«В природе все связано между собой, и то, что в окружающем нас мире существует множество цветов и оттенков, тоже не случайно. Поэтому я приглашаю вас в царство Цвета. Но, чтобы туда попасть, нужно найти волшебный цветок, который рос на Солнце. Злой волшебник похитил его и разбросал разноцветные лучи-лепестки на поверхности холодной Луны. Вот туда мы сейчас и отправимся».
Дети садятся на ковер, поза свободная, закрывают глаза. Воспитатель предлагает им мысленно перенестись на Луну. Звучит музыкальная запись: С.Бах. «Прелюдия».
Воспитатель: «Холодно, неуютно на Луне. Нет ярких, сверкающих красок. Где-то здесь спрятаны лепестки цветка. Не так-то просто их найти, они откроются только смелым, добрым, тем, кто умеет читать и считать».
Детям предлагается выполнить ряд заданий.
- «Скажи правильный ответ» (на индивидуальных карточках примеры на сложение «4+1=…», «1+5=…», в свободную клетку кладется карточка с ответом).
Воспитатель: «Молодцы, вы справились с этим заданием, но нужно еще угадать цвет лепестка. У этого лепестка цвет огня, цвет мака». (Ответы детей).
Найденный лепесток кладется на стол.
- Аналогичное задание, только берется действие «вычитание».
Отгадывают цвет лепестка (цвет апельсина, моркови…) и выкладывают его рядом с первым.
- «Назови число, которое потерялось» (на индивидуальных карточках).
Воспитатель: «Третий лепесток такого же цвета, как лимон, банан, репа».
- Игра «Колумбово яйцо»: «В этих конвертах прячутся звери и птицы. Попробуйте их сложить из разных фигур».
Каждый ребенок самостоятельно выкладывает изображение, затем отгадывается цвет лепестка (цвет травы, листьев).
- «Зажги окошко в домике»: составление закономерностей (каждый выполняет индивидуально). Педагог предлагает объяснить, почему положили квадрат того или иного цвета. Затем угадывается цвет лепестка (похож на небо, незабудки…).
- «Задачи-шутки» (устно).
Выкладывается шестой, синий лепесток (предварительно угадывается цвет).
- Обратный счет от 10: песня-считалка А. Усачёва «Десять лунатиков».
Воспитатель: «Вот мы и соединили вместе лепестки волшебного цветка. Теперь он укажет нам дорогу в царство Цвета по необычному мосту. Попробуйте угадать, что это за мост?
«Приказало солнце: Стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет».
Дети садятся на ковер, поза свободная, закрывают глаза и представляют, как по радуге спускаются на Землю. Звучит музыкальная запись, гаснет свет.
Ребята попадают в воображаемое царство Цвета: «Чтобы открылись дворцовые ворота, давайте скажем волшебные слова – «Царица Радуга, впусти нас в свой волшебный мир. Свои лучи нам подари, о них нам расскажи».
Вспыхивает свет, дети садятся на ковер, проводится беседа о радуге.
Вопросы к детям:
– Знаете ли вы, что такое радуга?
-Когда можно увидеть радугу?
– Почему она возникает?
– Какая дуга самая длинная, почему?
– Какой луч (или дуга) у радуги самый короткий, почему?
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что злой волшебник успел побывать и здесь? Он разорвал красивый радужный ковер (показывает плоскостные части лучей радуги). Давайте попробуем снова сложить ковер в форме радуги» (дети выкладывают радугу из отдельных частей на полу).
«Ах, надо же было
Такому случиться:
Семь перьев в пути обронила
Жар-птица.
А ветер нашел их,
Присвистнул: «Откуда?
И кто потерял семицветное чудо?»
Собрал, разложил
В вышине полукругом,
И радуга вспыхнула
Ярко над лугом».
Релаксационная пауза «Лучи радуги».
Воспитатель: «Ребята, вы уже сказали, что радугу можно увидеть перед грозой или после дождя. Стоишь у окна, слушаешь дождь, и, кажется, что дождевые капли превращаются в слова. Царица Радуга приготовила для вас шкатулку, где спрятаны слова. Она предлагает вам прочитать слово и «раскрасить» его. А как раскрасить? Сказать, какого оно цвета и положить на луч радуги такого же цвета».
Игра «Раскрась слово».
«Ребята, а шкатулка-то непростая. Знаете ли вы, какой сегодня день? 21 марта называют днем весеннего равноденствия. Это день рождения Весны. Царица Радуга поздравляет вас с приходом весны и дарит на память подарки» (из шкатулки достаются сувениры).
Занятие заканчивается общим танцем под запись популярной песни «Мы желаем счастья вам…»