Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Радужные головоломки»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Радужные головоломки»
  Автор: Юрченко Людмила Леонидовна,   воспитатель   МКДОУ  «Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»
  Воронежская обл.,  г. Калач  

Программные задачи

Образовательные:

закреплять умение производить действие сложения (вычитания) путем прибавления (вычитания) единицы;

упражнять в нахождении смежных чисел и в обратном счете от 10;

упражнять в умении составлять плоскостные изображения из геометрических фигур в игре «Колумбово яйцо»;

закрепить представления о последовательности расположения цветов в радужном спектре.

Развивающие:

развивать творческое воображение, мышление.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественное.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети стоят свободной группой возле воспитателя. Педагог обращается к детям:

«Ребята, представьте себе на минуту, что вдруг мир, окружающий нас, потерял свое разноцветье и окрасился в серый скучный цвет. Как вы думаете, какое у вас тогда было бы настроение?» (Ответы детей).

«В природе все связано между собой, и то, что в окружающем нас мире существует множество цветов и оттенков, тоже  не случайно. Поэтому я приглашаю вас в царство Цвета. Но, чтобы туда попасть, нужно найти волшебный цветок, который рос на Солнце. Злой волшебник похитил его и разбросал разноцветные лучи-лепестки на поверхности холодной Луны. Вот туда мы сейчас и отправимся».

Дети садятся на ковер, поза свободная, закрывают глаза. Воспитатель предлагает им мысленно перенестись на Луну. Звучит музыкальная запись: С.Бах. «Прелюдия».

Воспитатель: «Холодно, неуютно на Луне. Нет ярких, сверкающих красок. Где-то здесь спрятаны лепестки цветка. Не так-то просто их найти, они откроются только смелым, добрым, тем, кто умеет читать и считать».

Детям предлагается выполнить ряд заданий.

  1. «Скажи правильный ответ» (на индивидуальных карточках примеры на сложение «4+1=…», «1+5=…», в свободную клетку кладется карточка с ответом).

Воспитатель: «Молодцы, вы справились с этим заданием, но нужно еще угадать цвет лепестка. У этого лепестка цвет огня, цвет мака». (Ответы детей).

Найденный лепесток кладется на стол.

  1. Аналогичное задание, только берется действие «вычитание».

Отгадывают цвет лепестка (цвет апельсина, моркови…) и выкладывают его рядом с первым.

  1. «Назови число, которое потерялось» (на индивидуальных карточках).

Воспитатель: «Третий лепесток такого же цвета, как лимон, банан, репа».

  1. Игра «Колумбово яйцо»: «В этих конвертах прячутся звери и птицы. Попробуйте их сложить из разных фигур».

Каждый ребенок самостоятельно выкладывает изображение, затем отгадывается цвет лепестка (цвет травы, листьев).

  1. «Зажги окошко в домике»: составление закономерностей (каждый выполняет индивидуально). Педагог предлагает объяснить, почему положили квадрат того или иного цвета. Затем угадывается цвет лепестка (похож на небо, незабудки…).
  2. «Задачи-шутки» (устно).

Выкладывается шестой, синий лепесток (предварительно угадывается цвет).

  1. Обратный счет от 10: песня-считалка А. Усачёва «Десять лунатиков».

Воспитатель: «Вот мы и соединили вместе лепестки волшебного цветка. Теперь он укажет нам дорогу в царство Цвета по необычному мосту. Попробуйте угадать, что это за мост?

«Приказало солнце: Стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет».

Дети садятся на ковер, поза свободная, закрывают глаза и представляют, как по радуге спускаются на Землю. Звучит музыкальная запись, гаснет свет.

Ребята попадают в воображаемое царство Цвета: «Чтобы открылись дворцовые ворота, давайте скажем волшебные слова – «Царица Радуга, впусти нас в свой волшебный мир. Свои лучи нам подари, о них нам расскажи».

Вспыхивает свет, дети садятся на ковер, проводится беседа о радуге.

Вопросы к детям:

— Знаете ли вы, что такое радуга?

-Когда можно увидеть радугу?

— Почему она возникает?

— Какая дуга самая длинная, почему?

— Какой луч (или дуга) у радуги самый короткий, почему?

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что злой волшебник успел побывать и здесь? Он разорвал красивый радужный ковер (показывает плоскостные части лучей радуги). Давайте попробуем снова сложить ковер в форме радуги» (дети выкладывают радугу из отдельных частей на полу).

«Ах, надо же было

Такому случиться:

Семь перьев в пути обронила

Жар-птица.

А ветер нашел их,

Присвистнул: «Откуда?

И кто потерял семицветное чудо?»

Собрал, разложил

В вышине полукругом,

И радуга вспыхнула

Ярко над лугом».

Релаксационная пауза «Лучи радуги».

Воспитатель: «Ребята, вы уже сказали, что радугу можно увидеть перед грозой или после дождя. Стоишь у окна, слушаешь дождь, и, кажется, что дождевые капли превращаются в слова. Царица Радуга приготовила для вас шкатулку, где спрятаны слова. Она предлагает вам прочитать слово и «раскрасить» его. А как раскрасить? Сказать, какого оно цвета и положить на луч радуги такого же цвета».

Игра «Раскрась слово».

«Ребята, а шкатулка-то непростая. Знаете ли вы, какой сегодня день? 21 марта называют днем весеннего равноденствия. Это день рождения Весны. Царица Радуга поздравляет вас с приходом весны и дарит на память подарки» (из шкатулки достаются сувениры).

Занятие заканчивается общим танцем под запись популярной песни «Мы желаем счастья вам…»