Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Лед – вода»

Маркарян Марина Агасиновна, воспитатель МБДОУ № 131 г. Иркутска. Конспект образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Лед – вода».

Конспект оформлен в виде схемы непосредственной образовательной деятельности, по образовательной области «познавательно-исследовательская деятельность», составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.


Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду особый вид интеллектуальной деятельности. Познавательная активность детей, направлена на исследование связей между явлениями окружающего мира природы, развитие самостоятельности, формирование способности к преобразованию для получения определенного результата.
Содержание конспекта выстроено таким образом, чтобы дети с интересом участвовали в образовательной деятельности: умели поддержать беседу, проявили свою любознательность, стремление к получению знаний, овладели активной речью, узнали названия окружающих предметов, действий, свойств. Также в рамках исследовательской деятельности дошкольники узнают о культурно-гигиенических навыках, научатся с удовольствием их исполнять.
Познавательно-исследовательская деятельность дает возможность поддерживать устойчивый интерес к исследованию окружающего мира, активизировать мыслительные процессы, развить память через опыт личных ощущений, действий и переживаний дошкольника.
Данный конспект может быть полезным для воспитателей ДОУ работающих с детьми среднего возраста.
Королева Л., Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. 2016 г.
Тугушева Г., Чистякова А., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. 2016 г.
Конина Е., Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. 2007 г.
Пензулаева Л., Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста: 3 – 7 лет. 2004 г.

Ход деятельности:

Этап деятельности Содержание (ход занятия со словами воспитателя) Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
I этап. Организационный – «Посмотрите, кисель уже остыл, пока вы собирали игрушки и мыли руки: кисель был горячий, а стал теплый» Во время завтрака и обеда обращать внимание детей на различную температуру жидкой пищи: горячий суп – холодный сок, суп горячее, чем кисель; на снижение температуры жидкости со временем Наблюдать за температурой пищи, за изменением температуры.

Участвовать в беседе с педагогом и сверстниками

Уметь наблюдать за изменением температуры, правильно использовать слова «холодный», «горячий», уметь поддержать беседу
– «Дети, вода очень ценная жидкость на нашей планете. На Земле есть такие места, где чистой воды практически нет. Поэтому мы должны беречь воду» Во время мытья рук обращать внимание детей на рациональное использование воды Выражать положительные эмоции при соблюдении культурно-гигиенических навыков
Работа с родителями.

Заранее заморозьте лед в морозильной камере. Предложите ребенку положить кусочек льда на блюдце и понаблюдать за превращением льда в воду.

 

Побеседуйте с ребенком о временах года:

– «Осенью все начинает замерзать (лужи), вместо дождя идет снег. Зимой везде лед и снег. Весной лед и снег тают, превращаются в воду»

Наблюдать за превращением кусочка льда в воду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называть времена года и соответствующие явления природы

Проявлять интерес к исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявлять интерес к окружающему миру природы, с интересом участвовать в сезонных наблюдениях

 

II этап. Работа над проблемной ситуацией – «Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила куклу Катю. Она сидела очень грустная».

– Я спросила: «Почему она грустит?».

– Катя ответила: «Я ничего не знаю о воде».

– «Я пригласила ее к нам, возможно, мы сможем помочь ей. Ребята, что такое вода»?

 

– «Вода – это жидкость. Она течет. Ею можно наполнить стакан, вазу. Можно перелить из одного сосуда в другой, или вылить».

– «А кому нужна вода? Правильно, без воды нет жизни».

 

– «А что делает человек с водой?»

 

 

– «Ребята, в прошлый раз мы говорили о превращениях. Скажите, какие бывают превращения?»

 

– «Молодцы ребята, а еще мы превращали пластилиновый кубик в шарик. Пластилин, сначала был каким? Молодцы, а потом мы его согрели в руках, и он стал каким?»

 

– «А что бывает мягким?

А что бывает твердым?

Ребята, а может ли твердое во что-нибудь превратиться?»

 

– «Вот сейчас и посмотрим. Ребята, посмотрите, потрогайте, что это такое?

Какой лед на ощупь?

Правильно, лед холодный, а ладошки у нас горячие».

 

– «Давайте посмотрим, что будет, если мы согреем лед в ладошках?»

 

– «Откуда взялась вода?»

 

– «А кусочки льда, какими стали?»

 

–«Во что превращается лед?»

 

–«Ребята, давайте нарисуем превращение льда в воду.

А как узнать по нашему рисунку, что лед превратился в воду.

Правильно, ребята. Рисуем стрелку от кусочка льда к лужице воды. Теперь картинка показывает, что лед превратился в воду»

 

– «А когда можно увидеть лед?

Правильно, зимой.

А что зимой бывает?

Ребята, а когда не бывает снега и льда?

Правильно, летом тепло, можно в речке купаться. А зимой что с речкой происходит? А когда лед опять превратится в воду?

Значит когда тепло у нас вода, а когда холодно – лед»

 

Физ. минутка «Скользкий лед»

Скользкий лед,

Скользкий лед,

А на нем пингвин идет.

Скользкий лед,

Скользкий лед,

Но пингвин не упадет!

Показать куклу.

Усадить куклу на стул

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздать детям пакетики со льдом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Вода – это жидкость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растениям, животным, человеку.

 

 

Готовит еду, стирает, поливает растения, моется

 

Маленькое превращается в большое. Яйцо превращается в цыпленка

 

 

 

Твердым.

Мягким

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягким бывает игрушка, одеяло, шерсть.

Твердым бывает камень, дерево, метал.

Предположение детей

 

 

 

 

 

Это лед

 

Твердый, холодный

 

 

 

 

 

Дети греют лед в ладонях, появляется вода

 

 

 

Вода получилась изо льда

 

Кусочки стали маленькими

 

Лед превращается в воду

 

Дети рисуют вместе с воспитателем кусочек льда и лужицу

 

 

 

 

Нарисовать стрелку

 

 

 

 

 

 

 

Лед можно увидеть зимой

 

Лед, снег, холодно, мороз

Летом

 

 

Речка зимой замерзает, на речке лед

Когда станет тепло

 

 

 

 

 

 

 

Вытягивают руки впереди себя и вращают запястьями;

 

 

Шагают на месте, имитируя движения пингвина

Эмоциональная отзывчивость на образовательную деятельность.

Владеть активной речью, включенной в беседу. Знать названия окружающих предметов, действий, свойств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обладать элементарными представлениями о неживой природе. Проявлять любознательность, стремление к получению знаний

 

 

 

 

Овладевать основными способами деятельности. Развивать мелкую моторику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развить крупную моторику, выносливость. Овладеть основными движениями

III этап

Итоги

– «Ребята, мы много сегодня узнали о воде и говорили в начале занятия о том, что вода нужна человеку, чтобы мыться».

 

–«Давайте вспомним, как правильно мыть руки. Посмотрите на карточки и разложите их в правильной последовательности: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, вытираем руки полотенцем, закрываем кран, опускаем рукава»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздать детям мнемокарточки «Схема мытья рук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскладывают карточки в нужной последовательности

 

Уметь соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Способность действовать, опираясь на свои знания