Конспект занятия в подготовительной группе на тему : «Золотая осень»

МКДОУ « Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»
Конспект занятия
в подготовительной группе на тему : «Золотая осень»

Подготовила: Воспитатель Беликова Вера Александровна

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материал: Карандаши, шкатулка, мяч, заготовки – контуры березовых и кленовых листочков, значки (символы – подсказки), иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, игрушка Степашка, пластилин, доска для лепки, магнитофон, аудиозапись «Лунная соната» и «Вальс», письмо, интерактивная доска, ноутбук, разноцветные кленовые листочки.
Словарная работа: Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки, работа с относительными прилагательными.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вас сегодня пригласила в путешествие, посмотрите вокруг как здесь красиво, ярко, красочно. И гости к нам пришли посмотреть на нашу красоту. Мы сегодня пришли сюда не просто так, нас пригласила, а кто пригласила… вы сейчас узнаете если отгадаете загадку.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима»
Дети: Осень.
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам сегодня пришел еще один гость. Кто же это?
Дети: Степашка.
Воспитатель: Посмотрите, Степашка принес нам письмо. Давайте прочитаем что же там написано!
Здравствуйте. ребята!
На заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые или еще рано? Получилось так, что одна половина считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила так как стало холодно. Мы не знаем , что делать расскажите нам пожалуйста про осень. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. А что такое осадки?
Дети: Дождь, снег, туман.
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода?
Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Погода осенью»
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. У меня есть разноцветный мяч:
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:
• Если идет дождь? (дождливая)
• А когда дует ветер? (ветреная)
• А когда холодно? (холодная)
• А если на улице пасмурно? (пасмурная
• А если сыро? (сырая)
• Если хмуро? (хмурая)
• Ну, а если ясно? (ясная)
Воспитатель: Отлично. Вы все правильно говорили, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет
Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя
Воспитатель: Давайте мы с вами подойдем к столу, посмотрим, что же на нем лежит. Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Давайте мы с вами, разложим их по порядку. Один возьмет картинку, где изображена «Ранняя осень», другой возьмет картинку, где изображена «Золотая осень, а третий ту картинку, где «Поздняя осень». А другие ребятки проверят правильно ли вы взяли картинки. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит осенью в сентябре, октябре, ноябре?
Дети: В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебрянные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
В октябре дни короче, ночи длинее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.
В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. А теперь садитесь на стульчики. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени. Когда я вам буду рассказывать вы смотрите на экран и слушайте меня.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст молины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурней река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где – то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит наступила осень.
Воспитатель: Ребята, а у нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да
Воспитатель:
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Я сейчас открою крышку, а вы мне будете называть приметы и пословицы.
Пословицы
• Коли ясно, то и осень прекрасна.
• Осень идет, и дождь за собой ведет.
• Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Приметы
• Осенью паутина на ясную погоду.
• Гром в сентябре – теплая осень.
• Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
• Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Ребята, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
А сейчас нам с вами (имя) прочитает стихотворение «Осень»,
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит березка тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему березка плакала?
Дети: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Воспитатель: Дети, а можно ли что – либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: Приклеить, пришить.
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут.
Воспитатель: А теперь давайте встанем и поиграем вместе с вами. Хотите превратится в листочки?
Дети: Да
Воспитатель: Вправо, влево повернись и в листочки превратись
Физкультминутка «Листочки» (включить Вальс)
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Воспитатель: Ой, как много на ковре листочков. А теперь давайте встанем. Вправо, влево повернись и в ребядок превратись.
Игра раскрась листья в соответствии с символами
А осень нам с вами приготовила очень интересное задание. Она предлагает вам разукрасить осенние листочки. Вы сейчас подходите с своим столам и садитесь, а я вам расскажу, что нам нужно будет делать. У вас на столах у каждого лежат заготовки – контуры кленовых и березовых листочков. А а так же значки подсказки, как вы думаете что они нам подсказывают?
Дети: Цвет листочков.
Воспитатель: Желто – оранжевые – это подсказка для каждого листочка?
Дети: Для кленового
Воспитатель: А зелено – желтые – для какого листочка?
Дети: Для березового
Воспитатель: А теперь выберете себе листочки и возьмите себе символы подсказки. Но прежде чем закрашивать листочки обведите контуры. А другие ребятки будут раскрашивать листочки не карандашами, а пластилином. Выполняем задание.
Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились. Теперь я поняла, что осень вам нравится. А какие красивые слова вы можете сказать про осень?
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: И вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? – спросим.
Осень, осень, осень.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем нашем зайчатам?.
Дети: Осень наступила. Но менять шубки серые на белые еще нельзя, а то лиса или волк заметят вас и съедят.
Воспитатель: Я рада, что вы помогли зайчикам решить их спор. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Молодцы, вы старались, я очень довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам яблочки. Но прежде чем мы начнем их есть, мы в группе помоем руки.
Используемая литература:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа/ авт.- сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2015.
2. Т.А.Шорыгина Серия «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»: «Какие месяцы в году?» Москва 2002.
3. Кравченко И.В. , Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Т.И.Подрезова «Материалы к занятиям по развитию речи»